Доницетти Гаэтано

Доницетти Гаэтано
Донице́тти Гаэтано
(Donizetti) (1797—1848), композитор; представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Дочь полка», «Фаворитка» (обе 1840), «Дон Паскуале» (1843) и др.
* * *
ДОНИЦЕТТИ Гаэтано
ДОНИЦЕ́ТТИ Гаэтано (полн. Доменико Гаэтано Мария Доницетти, Donizetti) (29 ноября 1797, Бергамо — 8 апреля 1848, там же), итальянский композитор, представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто (см. БЕЛЬКАНТО). Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Дочь полка», «Фаворитка» (обе 1840), «Дон Паскуале» (1843).
Доницетти происходил из бедной семьи, однако благодаря поддержке работавшего в Бергамо немецкого композитора Симона Майра (1763—1845) смог получить солидное музыкальное образование (1806—1814). В 1815—1817 годах Доницетти занимался в Болонском музыкальном лицее у Станислао Маттеи (1750—1825). К началу 1820-х годов был автором ряда опер, многочисленных камерно-инструментальных, оркестровых и духовных вокальных произведений. Первый большой успех пришел к Доницетти в 1822 году, когда в Неаполе состоялась премьера его оперы «Цыганка». В течение последующих нескольких лет Доницетти был связан с Неаполем: здесь он регулярно дирижировал и писал до пяти опер в год. Опера «Анна Болейн», поставленная в Милане в 1830 году, принесла Доницетти международную известность, которая укрепилась благодаря успеху лирико-комической оперы «Любовный напиток» (1832) и опер на исторические сюжеты («Лукреция Борджиа», 1833; обе поставлены в Милане) и «Марино Фальеро» (1835, Париж). Величайшим триумфом Доницетти стала «Лючия ди Ламмермур» по В. Скотту (1835, Неаполь) — эталон итальянской романтической оперы с роковыми страстями, трагической развязкой и доминирующей фигурой центральной героини, для которой предназначены наиболее эффектные вокальные номера. Большинство серьезных (не комических) опер Доницетти отражает эстетику «века примадонн»; их успех был во многом обусловлен мастерством исполнительниц главных ролей — Джудитты Пасты (см. ПАСТА Джудитта), Джулии Гризи (см. ГРИЗИ), других выдающихся сопрано.
За «Лючией» последовало несколько менее удачных премьер (в том числе оперы «Мария де Руденц» в Венеции, 1838), к которым добавились смерть жены, осложнения с цензурой, запретившей оперу «Полиевкт» (на сюжет о христианском великомученике) и безуспешная попытка возглавить консерваторию в Неаполе (вместо Доницетти должность директора консерватории занял Саверио Меркаданте, 1795—1870). Все это побудило Доницетти перебраться в Париж, где публика с восторгом приняла французские редакции его ранних опер, а затем и две новые оперы — комическую «Дочь полка» и трагическую «Фаворитку» (обе 1840). В 1842 в Вене прошла триумфальная премьера оперы «Линда ди Шамуни», после которой Доницетти был назначен австрийским придворным капельмейстером. С начала 1840-х здоровье Доницетти постоянно ухудшалось (он болел сифилисом), что привело к спаду его творческой деятельности. Тем не менее в поздний период Доницетти создал такой бесспорный шедевр, как опера-буффа (см. ОПЕРА-БУФФА) «Дон Паскуале» (1843, Париж); много великолепной музыки содержат и его серьезные оперы того же времени — «Мария ди Роган» (1843, Вена), «Дон Себастьян, король Португалии» (1943, Париж), «Катерина Корнаро» (1844, Неаполь).
Подобно своему коллеге и сопернику Винченцо Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), Доницетти остался в истории музыки прежде всего своими операми, воплотившими эстетическую суть искусства бельканто (см. БЕЛЬКАНТО). Доницетти часто критиковался за недостаточно дифференцированную обрисовку характеров, небрежность в разработке музыкального материала, злоупотребление оперными штампами, однако начавшийся в 1950-х подъем общественного интереса к бельканто привел к переоценке его творчества. Ныне достоинства его комических опер «Любовный напиток» и «Дон Паскуале» кажутся неоспоримыми; ни одна итальянская опера-буффа, кроме «Севильского цирюльника» Россини, не может соперничать с ними по богатству контрастов, блеску оркестровки, качеству и разнообразию тематизма. Оперные примадонны второй половины 20 в., прежде всего Мария Каллас (см. КАЛЛАС Мария), а вслед за ней Джоан Сазерленд (р. 1926) и Монтсеррат Кабалье (см. КАБАЛЬЕ Монтсеррат), вдохнули новую жизнь и в серьезные оперы Доницетти. Лучшие произведения Доницетти не устаревают прежде всего благодаря романтическому темпераменту, одухотворяющему искусство их автора. До конца 1820-х Доницетти оставался эпигоном Россини, подражая условному стилю его серьезных опер с их богато украшенными ариями. С течением времени в мелодике Доницетти (особенно в мужских партиях) возобладало лирическое начало, а структура ансамблевых сцен стала определяться развитием драматического действия. Нельзя сказать, чтобы музыка Доницетти обладала той «неземной» прелестью, которая отличает лучшие страницы опер Беллини, однако Доницетти, по сравнению с Беллини, обладал более уверенной техникой, позволявшей ему непринужденно варьировать эмоциональные состояния. В отличие от Беллини Доницетти был наделен незаурядным чувством юмора и интересно проявил себя в различных жанрах инструментальной и церковной музыки.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Доницетти Гаэтано" в других словарях:

  • Доницетти, Гаэтано — Гаэтано Доницетти Gaetano Donizetti …   Википедия

  • Доницетти Гаэтано — Гаэтано Доницетти Gaetano Donizetti Гаэтано Доницетти Дата рождения 29 ноября 1797 Место рождения Бергамо Дата смерти …   Википедия

  • Доницетти Гаэтано — Доницетти (Donizetti) Гаэтано (29.11.1797, Бергамо, ‒ 8.4.1848, там же), итальянский композитор. Первоначально изучал композицию под руководством С. Майра, в 1815‒17 занимался в Болонском музыкальном лицее у С. Маттеи (класс композиции).… …   Большая советская энциклопедия

  • Доницетти, Гаэтано — ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано (1797 1848), итальянский композитор. Автор свыше 70 опер, представляющих все жанровые разновидности итальянской романтической оперы и обозначивших расцвет бельканто. Лирические музыкальные драмы и комедии: “Анна… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДОНИЦЕТТИ Гаэтано — ( 29 XI 1797, Бергамо, Ломбардия 8 IV 1848, там же) Мелодии Доницетти своей шутливой веселостью радуют свет. Г. Гейне Доницетти высокопрогрессивный талант, обнаруживающий тенденции Возрождения. Дж. Мадзини Музыка Доницетти прекрасна, великолепна …   Музыкальный словарь

  • ДОНИЦЕТТИ Гаэтано — (Donizetti, Gaetano) (1797 1848), итальянский оперный композитор. Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию …   Энциклопедия Кольера

  • Доницетти — Доницетти, Гаэтано Гаэтано Доницетти Gaetano Donizetti Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Доницетти Г. — Гаэтано Доницетти Gaetano Donizetti Гаэтано Доницетти Дата рождения 29 ноября 1797 Место рождения Бергамо Дата смерти …   Википедия

  • ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано — (1797 1848) итальянский композитор. Представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы Любовный напиток (1832), Лючия ди Ламмермур (1835),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Доницетти — (Donizetti)         Гаэтано (29.11.1797, Бергамо, 8.4.1848, там же), итальянский композитор. Первоначально изучал композицию под руководством С. Майра, в 1815 17 занимался в Болонском музыкальном лицее у С. Маттеи (класс композиции). Дебютировал… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»