Джотто ди Бондоне это:

Джотто ди Бондоне
Джо́тто ди Бондо́не
(Giotto di Bondone) (1266/1267 — 1337), итальянский живописец. Один из основоположников искусства Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внёс в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1304—06) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (около 1320—25) поражают внутренней силой и величием образов, монументальной пластикой и тектонической ясностью композиции. Автор проекта колокольни собора во Флоренции.
* * *
ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ
ДЖО́ТТО ДИ БОНДО́НЕ (Giotto di Bondone) (1266 или 1267—1337), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса (см. ПРОТОРЕНЕССАНС) . Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305—1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320—25) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Автор проекта колокольни собора во Флоренции.
* * *
ДЖО́ТТО ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267, Колле да Веспиньяно, Тоскана — 8 января 1337, Флоренция), итальянский живописец, мастер флорентийской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) . Имя художника, видимо, является производным от Амброджотто (Амброджо) или Анджолотто (Анджело).
Биография
Согласно источникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300), Падуе (ок. 1305—08), Неаполе (ок. 1328—33), Милане (ок. 1335—36) и других городах Италии. В 1327 вместе со своими учениками записался в цех флорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительства флорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смерти был возведен ее первый ярус).
Творчество
Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.
Капелла дель Арена
В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305—08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.
Капеллы Барди и Перуцци
Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320—25). Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем в капелле дель Арена. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего и четко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятся более многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто. В многофигурных сценах появляется больше подробностей и повествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложные пространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу.
Другие работы. Влияние
Единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто — монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти», Уффици, ок. 1310). Восходящая к 14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл «История св. Франциска» в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок.1297—99), однако многие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Среди не дошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичную композицию «Навичелла» на фасаде римской раннехристианской базилики св. Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы «Знаменитые люди», выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти.
Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 в., прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо (см. МАЗАЧЧО) до Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Джотто ди Бондоне" в других словарях:

  • Джотто ди Бондоне — Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийск …   Википедия

  • Джотто, ди-Бондоне — Джотто ди Бондоне Портрет Джотто кисти Паоло Уччелло Имя при рождении: Angiotto di Bondone Дата рождения: ок. 1267 Место рождения: Колле ди Веспиньяно, долина …   Википедия

  • Джотто ди-Бондоне — Портрет Джотто кисти Паоло Уччелло Имя при рождении: Angiotto di Bondone Дата рождения: ок. 1267 Место рождения: Колле ди Веспиньяно, долина …   Википедия

  • Джотто ди Бондоне — Джотто ди Бондоне. Бегство в Египет . Фреска капеллы дель Арена в Падуе. Ок. 1305. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (1266 или 1267 1337), итальянский живописец эпохи Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Джотто ди Бондоне —         (Giotto di Bondone) (1266/1267 1337), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Учился, по видимому, в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290). С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, её разрыв со… …   Художественная энциклопедия

  • Джотто ди Бондоне — (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле ди Веспиньяно (?), Тоскана, ‒ 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по видимому, в мастерской Чимабуэ (1280‒90). Работал главным образом в Падуе и… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ — (Giotto di Bondone) (1266 или 1267 1337) итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески …   Большой Энциклопедический словарь

  • Джотто ди Бондоне — Джотто. Встреча Марии и Елизаветы . Фреска в Капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе. 1304—1306. Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 — 1337), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Учился, по видимому, в… …   Художественная энциклопедия

  • ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ — (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 1276 1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно. Первое упоминание о… …   Энциклопедия Кольера

  • Джотто ди Бондоне — (1266/1267 1337) величайший художник ит. Проторенессанса, новатор, реформатор ит. живописи, архитектор, скульптор, поэт, родоначальник живописи Возрождения. Родился во Флоренции в семье кузнеца (или в крестьянской семье близ Флоренции). Учился у… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Книги

Другие книги по запросу «Джотто ди Бондоне» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»