Демокрит это:

Демокрит
Демокри́т
(около 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) из г. Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.
* * *
ДЕМОКРИТ
ДЕМОКРИ́Т (лат. Demokritos, греч. Димо́критос) (около 460 до н. э., Абдеры, Фракия — около 360 до н. э.), древнегреческий философ, основоположник атомистического учения. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии (см. АТАРАКСИЯ).
Биография и проблема авторства
Дата его рождения еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору (см. АПОЛЛОДОР Афинский) — 460/57, согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издателя сочинений Демокрита, — 470. Демокрит был родом из богатой семьи. Согласно передаваемой Диогеном Лаэртием (см. ДИОГЕН Лаэртий) легенде, учился у каких-то магов и халдеев, подаренных персидским царем Ксерксом (см. КСЕРКС I) отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал Сократа (см. СОКРАТ); возможно, встречался с Анаксагором (см. АНАКСАГОР). Традиционно считается, что наибольшее влияние на Демокрита оказал атомист Левкипп (см. ЛЕВКИПП (философ)), однако именно с именем Демокрита связывают возникновение атомизма (см. АТОМИЗМ) как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию, психологию и этику; учения, возникшего как синтез проблематики трех древнейших философских школ Греции: милетской (см. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА), элейской (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА) и пифагорейской (см. ПИФАГОРЕИЗМ).
Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий (согласно изданию Трасилла) в порядке тетралогий (см. ТЕТРАПЛЕГИЯ): по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в том числе медицине; также ему приписывались «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейская книга» — в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор» (этический раздел) — среди философов, которые оказали влияние на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой», вероятно, посвященные соответственно устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Демокрита, последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) и Теофраста (см. ТЕОФРАСТ); много сведений о Демокрите сохранили скептики (см. СКЕПТИЦИЗМ), считавшие его одним из предтеч пирроновского скептицизма.
В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений — об этом говорят Цицерон (см. ЦИЦЕРОН) («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит — «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский (см. ДИОНИСИЙ Галикарнасский), из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона (см. ПЛАТОН (философ)) и Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) как наиболее красноречивых. Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть, и то, чего нет.
Атомы и пустота
Главная антитеза плюралистической онтологии Демокрита — атомы и пустота. Атом («неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида (см. ПАРМЕНИД): деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы Демокрита вечны и неизменны. Введение атома традиционно понимается как реакция на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским (см. ЗЕНОН из Элеи); если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их «вместилище».
Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (неологизм Демокрита), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», таким образом, такова: быть — значит быть чем-то, быть чем-то — значит быть телом, быть телом — значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто («нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более «нечто», чем «ничто»», — этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Демокрита.
Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся, даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения («трясутся во все стороны»). Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся в вихревом космогенезе — космос Демокрита полностью механистически детерминирован. В согласии с законом сохранения бытия («из ничего ничего не бывает») возникновение и уничтожение сложных тел происходит путем соединения и разъединения атомов. Четыре элемента физического мира — огонь, воздух, вода и земля — тоже состоят из атомов. Только атомам огня Демокрит приписывал определенную форму — шарообразную, об остальных трех элементах известно, что у них форма одинаковая, но величина разная: самые большие атомы земли, самые мелкие у воздуха. Эти три элемента представляют собой смесь атомов всех форм, по этой причине они могут взаимопревращаться: путем выделения более крупных атомов вода может превратиться в воздух, или земля — в воду (критику этого воззрения с замечанием о том, а как же тогда возможен обратный процесс, см.: Аристотель. О небе. III, 4). Расхождения в свидетельствах относятся к вопросу о том, имеют ли атомы вес: согласно Аристотелю и Теофрасту, вес атомов Демокрита пропорционален их величине, Аэтий и Цицерон отрицают наличие у атомов веса.
Космогония и гносеология
Бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм, они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры (космосы). Наш космос образовался благодаря некоему спонтанному «Вихрю» (ср. то же у Анаксимандра (см. АНАКСИМАНДР) и Анаксимена (см. АНАКСИМЕН)), в котором произошла первичная сортировка атомов — подобное к подобному, причем более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась, и из нее формировались звезды. Земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» — «нет причины, почему бы она устремилась скорее в одну, чем в другую сторону» (фр. 379; 403).
Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания, т. е. от наличия наблюдателя. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, конвенционально. По обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле — атомы и пустота. В таком же значении слово «обычай» до Демокрита использовал Эмпедокл (см. ЭМПЕДОКЛ) , говоря об условности таких привычных слов как «рождение» и «гибель», в то время как первоэлементы на самом деле вечны. По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т. д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает».
Все качества, по Демокриту, сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» — горьким, и т. д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения — взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Поэтому различия в восприятии обусловлены как изменчивостью предмета (один и тот же атом, «повернувшись», может восприниматься и как кислый, и как сладкий), так и изменчивостью субъекта (больной воспринимает не так, как здоровый, ибо у него другая температура организма). Отсюда программный скептицизм в теории познания: «На самом деле мы ничего ни о чем не знаем».
Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела («видик», eidolon), проникает в глаза, а затем в душу, в которой отпечатывается — так возникают наши представления (ср. аналогичное учение о материальных истечениях у Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ)). Душа-псюхе, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар наиболее подвижная из всех фигур); при этом атомы души и тела «перемешаны». Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов».
Демокрит допускал существование богов, считая их состоящими из атомов разумными существами, очень большими и очень долго живущими, однако не вечными. От них, как и от всего телесного, тоже исходят пленки-«идолы», причем одни «добрые», а другие «злые»; они предвещают будущее «своим видом и произносимыми звуками», чаще всего эти образы залетают в нас во сне через поры тела. Главный итог рассуждений Демокрита о богах тот, что бояться их не следует, но попросить о благотворном влиянии — весьма предусмотрительно. Такое объяснение бытия богов, по замечанию Цицерона (см. ЦИЦЕРОН), граничит с отрицанием их существования, и в античности у Демокрита была устойчивая репутация атеиста, тем более что традиционную веру в богов и судьбу он связывал с суевериями и страхом смерти.
Этика
Этика Демокрита — продолжение его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «невозмутимость», использовал также и традиционные термины «гармония» и «размеренность». Центральное понятие его этики — эвтюмия, которой была посвящена отдельная книга. Учение о благодушии-эвтюмии находится в связи с критикой Демокритом традиционной религии и верований в судьбу (тюхе). Неологизмы euthumia и euesto подчеркивали его отказ от традиционного понимания счастья как дарованного богами (eudaimonia) либо удачным случаем (euthukhia): в результате сам принцип счастья приобретал не внешнюю, а внутреннюю обусловленность.
Значение термина прежде всего связано с понятием меры, самоограничения по отношению к телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни» (фр. 657). Мудрец умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам. Отчетливый мотив радости, передаваемый термином, не означает отождествления эвтюмии и удовольствия: «Эвтюмия не тождественна удовольствию, как ошибочно полагают некоторые; она есть такое состояние, при котором душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями».
Основная часть сохранившихся фрагментов Демокрита относится именно к этике, но в настоящем виде сложно судить, насколько близко каждое высказывание передает слова самого Демокрита. Признается, что собрание моральных наставлений у Стобея содержит в основном аутентичный материал, хотя помещено под именем «Демократа». Это яркие образцы афористической моралистики, пользовавшиеся устойчивой популярностью на протяжении веков: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после», «Любящие порицать неспособны к дружбе», «Быть верным долгу в несчастии — великое дело», и т. д., всего около 480 изречений («гном»).
Значение Демокрита в науке
В историю философии Демокрит вошел как основоположник атомистики. Сущность его атомистического мировоззрения состоит в том, что бытие состоит из совокупности мельчайших, неделимых материальных частиц — атомов, которые находятся в пустоте. Все воспринимаемое органами чувств возникает из соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Демокрит полагал, что движение бытия во времени совершается по некоей необходимости или судьбе, которая непостижима, а для человека тождественна случайности. Вместе с тем, Демокрит призывал постигать причину любого явления. В качестве способа познания Демокрит признавал только умозрительное умозаключение. Идею атомизма ученый последовательно применял во всех своих исследованиях: в математике, физике, астрономии, биологии, психологии, культуре, политике, логике.
В основу космогонических представлений Демокрита положена концепция о множественности миров во Вселенной, время для него не имеет начала, так как означает изменение бытия, которое происходит вечно. Демокрит уподоблял человеческий организм космосу и называл его микрокосмом. Он признавал существование богов в виде соединений огненных атомов, но отрицал их бессмертность. В эстетике Демокрит, по-видимому, первым выявил грань между прикладными искусствами, требующими лишь наличия навыков, и художественным творчеством, невозможным без вдохновения. В этике философ развил учение об атараксии (см. АТАРАКСИЯ). Есть сведения, что Демокрит, используя опыт своих путешествий, составил географическую карту известных ему стран. В политике он был сторонником демократического устройства общества.
Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора (см. ПРОТАГОР) и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов (см. СОФИСТЫ). Также традиционно (во многом благодаря эпикурейской историографии) он считается одним из источников формирования скептической традиции — влияние на Пиррона (см. ПИРРОН) через Метродора Хиосского и Анаксарха. Учение Демокрита считается высшей стадией древнегреческого материализма и получило дальнейшее развитие в философии Эпикура (см. ЭПИКУР).

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "Демокрит" в других словарях:

  • ДЕМОКРИТ — (Demokritos) из Абдеры во Фракии (ок. 470 или 460 360 е гг. до н.э.) др. греч. философ, основоположник атомистического учения. Автор более 70 сочинений по этике, физике, математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в т.ч. медицине …   Философская энциклопедия

  • Демокрит —     Демокрит, сын Гегесистрата (а другие говорят Афинокрита, а третьи – Дамасиппа), из Абдеры (а иные говорят – из Милета). Он был учеником каких то магов и халдеев, которых царь Ксеркс оставил наставниками у его отца, когда у него гостил, как о… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ДЕМОКРИТ —     ДЕМОКРИТ (Δημόκριτος) из Абдеры (ок. 460/457 ок. 360 до н. э.), греческий философ, основоположник атомистического учения.     Жизнь и сочинения. Родился в г. Абдера во Фракии. Дата рождения философа уже в Античности была спорным вопросом:… …   Античная философия

  • ДЕМОКРИТ — (ок. 460 370 до н. э.) Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ДЕМОКРИТ — (ок. 460 370 до н. э.) Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь… …   Список древнегреческих имен

  • Демокрит — (ок. 470/460 ок. 380/370 гг. до н.э.) философ материалист, основоположник атомистики, из Абдер (Фракия) Смелость начало дела, но случай хозяин конца. (Я) предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол. По… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Демокрит — Демокрит, Demokritos, из Абдеры, ок. 470/460 ок. 400 гг. до н. э., греческий философ. Согласно легенде, будучи воспитанником персидских магов, он был приверженцем восточной мудрости, совершил путешествия в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию… …   Античные писатели

  • Демокрит — а, муж. Стар. редк.Отч.: Демокритович, Демокритовна.Производные: Дёма.Происхождение: (От греч. demos народ и kritos избранный. По имени греч. философа Демокрита.) Словарь личных имён. Демокрит а, м. Стар. редк. Отч.: Демокритович, Демокритовна.… …   Словарь личных имен

  • Демокрит — (Democritus, Δημόχριτος). Знаменитый греческий философ, род. в г. Абдеры около 460 г. до Р. X. Он был основателем атомистической теории. Познания его были чрезвычайно разнообразны и обширны. Целью всякого познания Демокрит считал спокойствие… …   Энциклопедия мифологии

  • Демокрит — (ок. 460 ок. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, создатель законченной системы атомистического материализма. Биография. Учился у Левкиппа, возможно, у пифагорейцев. Путешествовал по странам Востока. Исследования. Душу трактовал как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕМОКРИТ — (около 470 или 460 до нашей эры умер в глубокой старости), из города Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустоты. Атомы неделимые материальные элементы… …   Современная энциклопедия

Книги

  • Демокрит: тексты, перевод, исследования, С. Я. Лурье. Настоящая книга представляет собой комментированное собрание отрывков, восходящих к сочинениям древнегреческого философа Демокрита, и свидетельств о нем. До насне дошло ни одно из сочинений… Подробнее  Купить за 2300 руб
  • Демокрит, Б.Б. Виц. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Серия: Мыслители прошлого. В книге показаны жизнь и взгляды Демокрита Абдерского, выдающегося… Подробнее  Купить за 1500 руб
  • Демокрит, С.Я. Лурье. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Настоящая книга представляет собой комментированное собрание отрывков, восходящих к сочинениям… Подробнее  Купить за 1434 руб
Другие книги по запросу «Демокрит» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»