Дебюсси Клод Ашиль

Дебюсси Клод Ашиль
Дебюсси́ Клод Ашиль
(Debussy) (1862—1918), французский композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894; по эклоге С. Малларме), триптих «Ноктюрны» (1899), «Море» (3 симфонических эскиза, 1905), «Образы» (1912) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты (в том числе «Игры», 1913), фортепианные произведения: «Бергамасская сюита» (1890), «Эстампы» (1903), «Образы» (1-я серия — 1905, 2-я — 1907), 24 прелюдии (1-я тетрадь — 1910, 2-я — 1913) и др.
* * *
ДЕБЮССИ Клод Ашиль
ДЕБЮССИ́ (Debussy) Клод (полное имя Ашиль Клод) (22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле — 25 марта 1918, Париж), французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) . Его сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888), фортепианные произведения.
Домашний учитель
Родился в небогатой буржуазной семье без музыкальных традиций. Рано проявив музыкальные способности, в 1872 поступил в Парижскую консерваторию, где проучился до 1884; его педагогами были А. Лавиньяк (сольфеджио), Э. Гиро (композиция), А. Мармонтель (фортепиано). В летние месяцы 1880—82 годов Дебюсси работал домашним пианистом Н. Ф. фон Мекк (см. МЕКК Карл Федорович фон)(покровительницы П. И. Чайковского) и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) (но не Чайковского).
В поисках нетрадиционных форм
На окончание консерватории Дебюсси представил кантату «Блудный сын» на библейский сюжет. Это произведение принесло ему Римскую премию — почетную награду для молодых композиторов. В 1885—87 Дебюсси жил в Риме на вилле Медичи; согласно регламенту премии, он должен был использовать это время для сочинения крупных вокально-симфонических произведений, однако необходимость ограничиваться традиционными формами тяготила его. Более важную роль в творческом становлении Дебюсси сыграли поездки на вагнеровские торжества в Байрейте (1888, 1889) и посещение парижской Всемирной выставки (1889), где он услышал яванский гамелан (см. ГАМЕЛАН). Влияние Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) ощутимо в кантате «Дева-избранница» (1888) и в «Пяти стихотворениях Бодлера» для голоса и фортепиано (1887—89). Другие романсы того же периода, прежде всего на слова П. Верлена («Забытые ариетты», первая тетрадь «Галантных празднеств», 3 романса 1891 г.), выдержаны в более оригинальном и прихотливом стиле; то же относится и к некоторым фрагментам Струнного квартета соль минор (1893), который в целом все еще относительно традиционен (в нем ощутимо влияние С. Франка (см. ФРАНК Сезар)и его школы). Начиная с Квартета, Дебюсси широко использует фригийский и другие необычные для музыки 19 века лады, в том числе целотоновый лад (см. целотонная гамма (см. ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА)). Раннему Дебюсси свойственна тенденция к преодолению романтической гармонии 19 в. с ее напряженными тяготениями; гармония Дебюсси — это прежде всего средство для создания атмосферы, в которой непринужденно разворачиваются мелодические линии.
Среди символистов
Творческие устремления Дебюсси поначалу почти не встречали сочувствия среди музыкантов; ближе по духу ему были поэты-символисты и художники-импрессионисты. Как и лидер французских символистов С. Малларме, Дебюсси предпочитал завуалированную выразительность; ему был близок принцип поэтики символизма, сформулированный Малларме: «Не называть предмет прямо, а вызывать его в представлении, пользуясь словами, которые лишь косвенно указывают на него». Как и основоположник импрессионизма художник К. Моне (см. МОНЕ Клод), Дебюсси стремился уловить и запечатлеть изменчивость красок окружающего мира. Композитор призывал «искать дисциплины в свободе», а не в академических правилах и устоявшихся формальных схемах. Первым произведением, в котором его эстетические идеалы воплотились в полной мере, стал оркестровый «Прелюд к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), созданный под впечатлением поэтичной эклоги Малларме. Изысканность оркестровки и естественная пластика развертывания тем, достигнутые в этой небольшой по объему пьесе, беспрецедентны для европейской музыки.
В 1893 Дебюсси приступил к сочинению оперы по пьесе драматурга М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», которая привлекла его тонкой игрой психологических нюансов и особого рода недосказанностью, характерной для искусства символизма. Сюжет пьесы, сходный с сюжетом легенды о «Тристане и Изольде», Дебюсси воплотил в форме, которая сохраняет некоторые важные элементы вагнеровской музыкальной драмы (сквозное развитие, лейтмотивы, особая значимость оркестра). Вместе с тем музыка оперы отличается необычайной сдержанностью в выражении чувств. В вокальных партиях господствует гибкий речитативно-ариозный склад; лишь кульминационные моменты драмы отмечены появлением эмоционально насыщенных мелодий широкого дыхания. «Пелеас» стал новым и неповторимым словом в истории оперного искусства; другие оперные замыслы Дебюсси (в том числе по рассказам любимого французскими символистами Эдгара По (см. ПО Эдгар Аллан) «Черт на колокольне» и «Падение дома Эшеров») не были реализованы.
Музыкальный импрессионизм
Работа над «Пелеасом и Мелисандой» растянулась на 9 лет; среди других произведений этого периода выделяются «Песни Билитис» для голоса и фортепиано (1898) и три «Ноктюрна» для оркестра: «Облака», «Празднества» и «Сирены» (с женским хором, поющим без слов) (1899). Крайние части триптиха «Ноктюрнов» — образцы утонченной импрессионистской звукописи, продолжающие и развивающие достигнутое в «Послеполуденном отдыхе фавна»; средняя часть, в соответствии со своим названием, характеризуется яркой, пышной полифонией, воплощающей дионисийский дух народного праздника. Следующий оркестровый триптих Дебюсси, «Море» (1905), отличается подлинно симфоническим размахом. Это относится прежде всего к финалу («Разговор ветра с морем»), отдельные темы которого ассоциативно связаны с темами 1-й части («Море от зари до полудня»); картина, воссозданная в средней части («Игра волн»), многоцветна и калейдоскопически изменчива. В 1905—12 сочинялись «Образы» для оркестра — три произведения, в которых запечатлены звуковые «образы» трех стран: Англии («Жиги»), Испании («Иберия») и Франции («Весенние хороводы»). Особенно удалась трехчастная сюита «Иберия», где колоритным и веселым крайним частям («По улицам и дорогам» и «Утро праздничного дня») противопоставлен непревзойденный по деликатности и изяществу «ноктюрн» средней части («Ароматы ночи»). В оркестровых номерах к мистерии Габриэля д"Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911) дух античности воссоздается с помощью модальных гармоний и суровой, экономной фактуры. Одна из самых смелых партитур Дебюсси — одноактный балет «Игры» (1913), написанный по заказу великого русского импресарио С. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович); здесь Дебюсси вплотную подошел к реализации своей давней мечты о постоянно обновляющейся музыкальной форме, в рамках которой каждый отдельный момент выступает как уникальная точка на оси времени, наполненная неповторимым содержанием. Эта концепция музыкального времени была развита в творчестве П. Булеза (см. БУЛЕЗ Пьер) и других представителей послевоенного европейского авангарда, которые видели в Дебюсси своего предтечу.
В камерно-вокальном жанре. Предчувствие неоклассицизма
Дебюсси внес неоценимый вклад также в фортепианную и камерно-вокальную музыку. Первые значительные фортепианные произведения Дебюсси — «Бергамасская сюита» (в 4-х частях, 1890), сюита «Для фортепиано» (в 3-х частях, 1901) — характеризуются сочетанием мягкого лиризма с ироничной, в духе поэзии Верлена, стилизацией под рококо.
Более содержательными образцами «неоклассицизма» Дебюсси явились маленькие вокальные циклы на слова французских поэтов Возрождения: «Песни Франции» (1904), «Прогулка двух влюбленных» (1904—10), «Три баллады Вийона» (1910). Разнообразен мир фортепианных миниатюр того же периода, собранных в циклы «Эстампов» (3 пьесы, 1903), «Образов» (2 тетради по 3 пьесы, 1905, 1907), «Прелюдий» (2 тетради по 12 пьес, 1909—13); воспоминания об античности и «галантном веке» соседствуют здесь с юмористическими жанровыми зарисовками, поэтичными звуковыми пейзажами, виртуозными концертными пьесами. Открытия Дебюсси в области фортепианного письма обобщены в 12 этюдах (1915), посвященных памяти Ф. Шопена (см. ШОПЕН Фридерик). В некоторых этюдах, а также в вокальном цикле «Три стихотворения Малларме» (1913) и сюите «По белому и черному» для двух фортепиано (1915) ощутимо влияние молодого И. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), который, в свою очередь, был многим обязан своему старшему коллеге.
В сонатах для виолончели и фортепиано, флейты, альта и арфы (обе 1915), скрипки и фортепиано (1917) Дебюсси возвращается к несколько суховатому типу письма, напоминающему о традициях французской музыки 17—18 веков и вместе с тем предвосхищающему тот сдвиг в сторону неоклассицизма, который наступил во французской музыке после Первой мировой войны. Дебюсси умер от рака, не успев довести до конца запланированный цикл из 6 сонат для разных составов.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Дебюсси Клод Ашиль" в других словарях:

  • Дебюсси Клод Ашиль — Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль (22.8.1862, Сен Жермен ан Ле, близ Парижа, ‒ 25.3.1918, Париж), французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории (1872‒84), где занимался у А. Ф. Мармонтеля (класс фортепиано), Э. Гиро …   Большая советская энциклопедия

  • ДЕБЮССИ Клод Ашиль — (Debussy, Achille Claude) КЛОД ДЕБЮССИ (1862 1918), французский композитор. Родился 22 августа 1862 в Сен Жермен ан Ле близ Парижа в семье скромного достатка его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий.… …   Энциклопедия Кольера

  • Дебюсси Клод Ашиль — Клод Дебюсси, 1908, фотограф Феликс Надар Клод Дебюсси (фр. Achille Claude Debussy [aʃil klod dəbysi]; 22 августа 1862, Сен Жермен ан Ле близ Парижа  25 марта 1918, Париж)  французский композитор. Сочинял в стиле, который часто называют… …   Википедия

  • Дебюсси, Клод — Дебюсси Клод Ашиль Claude Debussy …   Википедия

  • ДЕБЮССИ (Debussy) Клод Ашиль — (1862 1918) французский композитор. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества программная …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дебюсси — Дебюсси, Клод Клод Дебюсси Claude Debussy Клод Дебюсси, 1908, фотограф Феликс Надар …   Википедия

  • Дебюсси К. А. — ДЕБЮССИ́ (Debussy) Клод Ашиль (22.8.1862, Сен Жермен ан Ле, близ Парижа, – 25.3.1918, Париж), франц. композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Э. Гиро и фортепьяно А. Мармонтеля (1884). Выступал как пианист и дирижёр с …   Балет. Энциклопедия

  • ДЕБЮССИ — (Клод Ашиль Д. (1862 1918) – франц. композитор) К ДЕБЮССИ Загл. Куз915 (172); Меня тревожит вздох мятежный (От этих вздохов, Господь, спаси!), Когда призыв я слышу нежный То Моцарта, то Дебюсси. Куз916 (164); Чье сердце засияло На синем, синем… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Дебюсси К. А. — ДЕБЮССИ́ (Debussy) Клод Ашиль (1862–1918), франц. композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник муз. импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость муз.… …   Биографический словарь

  • Дебюсси К. А. —         (Debussy) Клод Ашиль (22 VIII 1862, Сен Жермен ан Ле, близ Парижа 25 III 1918, Париж) франц. композитор. С 1867 жил в Париже. В детстве обучался игре на фп. у Ж. Черутти и А. Моте де Флёрвиль. В 1872 поступил в Парижскую консерваторию,… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»