Дуччо ди Буонинсенья это:

Дуччо ди Буонинсенья
Ду́ччо ди Буонинсе́нья
(Duccio di Buoninsegna) (около 1255 — 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи XIV в. Изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсеньи (двусторонний полиптих «Маэста», 1308—11) отличаются мягким лиризмом, эмоциональной выразительностью образов.
* * *
ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ
ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСЕ́НЬЯ (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255—1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы (см. СИЕНСКАЯ ШКОЛА) живописи 14 в. Лирические по духу, изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсенья не выходят за рамки средневековых традиций (двусторонний полиптих «Маэста», 1308—11).
* * *
ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСЕ́НЬЯ, Дуччо (Duccio di Buoninsegna) (1255—1319), итальянский художник, важнейший представитель сиенской школы (см. СИЕНСКАЯ ШКОЛА) живописи, старший современник Джотто (см. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ), один из самых известных художников 13—14 вв. Большая часть работ Дуччо выполнена в Сиене и ее окрестностях. Единственные датированные произведения Дуччо — «Мадонна Ручеллаи» и «Маэста» (Сиена и Флоренция).
Личность художника
Документальных сведений о рождении Дуччо, его детстве и годах ученичества не сохранилось. Согласно разным гипотезам его учителем мог быть Гвидо да Сиена, родоначальник сиенской школы живописи, либо Чимабуэ (см. ЧИМАБУЭ), с которым Дуччо, возможно, работал над украшением верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, или мастер иконы «Иоанн Креститель» (Пинакотека, Сиена).
Судя по дошедшим до нас свидетельствам, Дуччо был человеком сложного характера, он не отличался хваткостью и деловитостью, был крайне непрактичен: постоянно нуждался, не вылезал из долгов и платил наложенные на него штрафы. Оставленное Дуччо наследство было столь незавидным, что после его смерти жена и дети отказались от него. По своим политическим взглядам Дуччо, вероятно, принадлежал к партии гибеллинов (см. ГИБЕЛЛИНЫ).
Впервые имя Дуччо упоминается в документах в 1278 в связи с уплатой ему коммуной Сиены денег за 12 расписанных ларцов. В них Дуччо назван мастером, что свидетельствует о том, что к тому времени он был уже самостоятельным художником. Других документально подтвержденных работ Дуччо, относящихся к раннему периоду его творчества, нет. Ряд исследователей относит к этому времени «Мадонну с ангелами» (Художественный музей, Берн), «Мадонну с тремя францисканцами» (Пинакотека, Сиена) и «Мадонну» из церкви Св. Чечилии в Криволе близ Сиены (Музей Опера дель Дуомо, Сиена).
«Мадонна Ручеллаи»
Первое документально засвидетельствованное произведение Дуччо — «Маэста» («Величество»), более известное под названием «Мадонна Ручеллаи», — было заказано обществом Святой Девы Марии для флорентийской церкви Санта-Мария Новелла, возможно, для ее главного алтаря или капеллы Св. Георгия (известно, что в росписи капеллы принимал участие Чимабуэ). В 1681 алтарь был перенесен в капеллу Ручеллаи, от которой и получил свое название. В договоре от 15 апреля 1285 Дуччо обязался написать большой алтарный образ, что впоследствии и исполнил. «Мадонна Ручеллаи» — один из крупных алтарных образов в искусстве 13 в. (4,5x2,9 м). Рама украшена лентой с изображениями патриархов, пророков и апостолов в медальонах. В центральной части на высоком резном троне восседает Богоматерь с младенцем Христом. По обеим сторонам трона — шесть коленопреклоненных ангелов, по три с каждой стороны, несущих трон.
«Маэста»
Другим произведением, без сомнения выполненным Дуччо, является алтарный образ сиенского собора «Маэста» (Музей Опера дель Дуомо, Сиена). Работу над колоссальной двусторонней алтарной картиной (5х4,68 м) Дуччо начал после 1308, о чем свидетельствует документ от 9 октября 1308, согласно которому Дуччо обязуется написать алтарь лучший из всех, когда-либо им созданных. После его завершения в июне 1311 образ торжественно был перенесен из мастерской художника в Сиенский собор: в это время, по свидетельству сиенского хрониста 14 в., городское движение было приостановлено, лавки закрыты, звонили колокола, барабанный бой и звуки труб славили великое искусство. Новый алтарь, заменивший «Мадонну дель вото» (Музей Опера дель Дуомо, Сиена) Гвидо да Сиена, состоял из центральной части «Богоматерь со святыми и ангелами» и двух боковых панелей (пределл) с фигурами пророков и сценами из жизни Христа, апостолов и сценами из жизни Марии (всего 59 фигур, в настоящее время части алтаря находятся в музее Опера дель Дуомо в Сиене, Лондонской национальной галерее, собрании Фрик в Нью-Йорке). По одной из реконструкций, верхняя часть алтаря завершалась острыми готическими пинаклями (см. ПИНАКЛЬ), на лицевых сторонах которых помещались три дополнительные сцены из жизни Богоматери: «Воскресение», «Вознесение», «Коронование», логически завершавшие богородичный цикл, на обороте — последние сцены христологического цикла: «Воскресение», «Вознесение» и «Христос во славе».
Центральную лицевую сторону занимает грандиозная сцена «Величия Богоматери» («Маэста»). Мадонна, небесная покровительница Сиены, восседает на широком, инкрустированном цветным мрамором троне. Ее окружают двадцать ангелов, справа — св. Екатерина Сиенская, апостол Павел и Иоанн Богослов, слева — св. Агнесса, апостол Петр и Иоанн Креститель. У подножия трона коленопреклоненные местно-чтимые сиенские святые. Наверху в арках — полуфигуры десяти апостолов. Композиция центральной части алтаря — симметричная, торжественная, носит церемониальный характер. Богоматерь восседает на троне, как и подобает Царице Небесной, в величии своей славы. Звонкие, эмалевые цвета подобны драгоценным камням. Богатство тканей, золото нимбов усиливают парадное, торжественно-праздничное настроение картины. Дуччо говорил, что, создавая свой образ, хотел изобразить великий праздник, в котором примет участие всякий приближающийся к нему. Боковые пределлы со сценами христологического и богородичного цикла, вероятнее всего, — коллективная работа Дуччо и мастерской. История страданий Христа рассказана удивительно просто, без надрыва и сильных открытых эмоций, при этом проникнута тихой и глубокой печалью. После окончания работы над «Маэста» имя Дуччо, вплоть до его смерти в 1319, больше не встречается в документах.
Особенности живописной манеры Дуччо
В истории итальянской живописи Дуччо принадлежит, несомненно, важное место. Удивительным образом оставшись незатронутым веяниями Проторенессанса (см. ПРОТОРЕНЕССАНС), провозвестником которых был Джотто, Дуччо стал выразителем особого сиенского вкуса, изысканной мягкости (итал. dolcezza — сладостность), которой не знали художники других итальянских городов и которая была свойственна французскому готическому искусству, в особенности миниатюре и скульптуре. В его живописи сложно и тонко переплелись традиции византийской иконописи, сиенского искусства и готической миниатюры. Иконографические типы Богоматери легко узнаваемы, однако Мадонны Дуччо совершенно лишены строгой красоты и молитвенной сосредоточенности византийских образов. Они прекрасны нежностью ликов, особой лиричностью и утонченной душевностью. Под непосредственным влиянием творчества Дуччо находились сиенские художники Симоне Мартини (см. МАРТИНИ Симоне) и братья Лоренцетти (см. ЛОРЕНЦЕТТИ).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Дуччо ди Буонинсенья" в других словарях:

  • Дуччо ди Буонинсенья — …   Википедия

  • Дуччо ди Буонинсенья —         (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы XIV в. Испытал влияние итало византийской живописи и французской готической миниатюры. Воспринял отдельные черты искусства Проторенессанса.… …   Художественная энциклопедия

  • Дуччо ди Буонинсенья — Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи . 1285. Галерея Уффици. Флоренция. Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 — 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы XIV в. Испытал влияние итало византийской… …   Художественная энциклопедия

  • ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255 1319) итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Лирические по духу, изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсенья не выходят за рамки средневековых традиций… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna)         (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы (См. Сиенская школа) живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало… …   Большая советская энциклопедия

  • Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna) Упом. с 1278 1319, Сиена. Итальянский живописец. Основатель сиенской школы, ставшей одной из ведущих в итальянской живописи XIV в. Работал в Сиене и Флоренции. Наряду с Чимабуэ Дуччо принадлежал к итальянским мастерам… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — Мадонна Креволе. Ок. 1280 г. (Музей собора, Сиена) Мадонна Креволе. Ок. 1280 г. (Музей собора, Сиена) [ итал. Duccio di Buoninsegna] (1 е упом. в 1278, Сиена до 3.08.1319, там же), итал. живописец, определивший своим творчеством направление… …   Православная энциклопедия

  • ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255 1319), итальянский живописец, основоположник сиенской школы. Первое упоминание о нем относится к 1278 и связано с украшением ларцов для городского архива Сиены. Его главное произведение алтарный образ Сиенского… …   Энциклопедия Кольера

  • Дуччо ди Буонинсенья — ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСÉНЬЯ (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255–1319), итал. живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Изысканные по линейному ритму и колориту произв. (двусторонний полиптих Маэста , 1308–11) отличаются мягким… …   Биографический словарь

  • Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) — (около 1255 — 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи XIV в. Изысканные по линейному ритму и колориту произведения (двусторонний полиптих «Маэста», 1308—11) отличаются мягким лиризмом, эмоциональной… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Дуччо ди Буонинсенья, Милюгина Елена. Дуччо ди Буонинсенья жил в XIII веке. Суть его искусства заключалась в стремлении выйти за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала тогда в искусстве Сиены. Дуччо… Подробнее  Купить за 3167 руб
  • Дуччо ди Буонинсенья, Елена Милюгина. Дуччо ди Буонинсенья жил в XIII веке. Суть его искусства заключалась в стремлении выйти за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала тогда в искусстве Сиены. Дуччо… Подробнее  Купить за 2692 руб
  • Дуччо ди Буонинсенья, . Дуччо ди Буонинсенья жил в XIII веке. Суть его искусства заключалась в стремлении выйти за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала тогда в искусстве Сиены. Дуччо… Подробнее  Купить за 538 руб
Другие книги по запросу «Дуччо ди Буонинсенья» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»