Гельвеций Клод Адриан

Гельвеций Клод Адриан
Гельве́ций Клод Адриан
(Helvétius) (1715—1771), французский философ. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности; страсти человека считал главной движущей силой общественного развития («О человеке, его умственных способностях и его воспитании», изд. в 1773 в Лондоне). Его сочинение «Об уме» (1758) было публично сожжено по распоряжению парламента как опасное для религии и государства.
* * *
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715—71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посмертно).
* * *
ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (январь 1715, Париж — 26 декабря 1771, Париж), французский философ.
Жизнь
Родился в семье придворного врача. Учился в иезуитском коллеже Людовика Великого. Почувствовав отвращение к господствовавшей схоластике, изучал преимущественно историю, языки и литературу. Увлекался трудами французских писателей и мыслителей: Корнелем (см. КОРНЕЛЬ Пьер), Расином (см. РАСИН Жан), Н. Буало (см. БУАЛО Никола), Мольером (см. МОЛЬЕР), Ж. Лафонтеном (см. ЛАФОНТЕН Жан де), Монтенем (см. МОНТЕНЬ Мишель де), Лабрюйером (см. ЛАБРЮЙЕР Жан де), Ф. Ларошфуко (см. ЛАРОШФУКО Франсуа де) и др.
В 1738 благодаря протекции королевы занял пост генерального откупщика (сборщика налогов), что дало ему огромный доход и возможность познакомиться с реальными коллизиями общественной жизни. В ходе исполнения своих должностных обязанностей проникся сочувствием к угнетенному и бесправному третьему сословию и резко критическим отношением к феодально-клерикальным порядкам.
Одновременно посещал литературные салоны, поддерживал тесные контакты с учеными и просветителями, в числе которых были Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи), Фонтенель (см. ФОНТЕНЕЛЬ Бернар Ле Бовье де), Бюффон (см. БЮФФОН Жорж Луи Леклерк) и др. Из-под его пера выходят удостоившиеся похвалы Вольтера поэтические произведения: «Послание о любви к знанию», «Послание об удовольствии», «Послание о надменности и лени ума» и др. Начал писать проникнутую духом умеренного эпикуреизма поэму «Счастье» (завершил ее в конце жизни).
В 1751, разбогатев и решив полностью посвятить себя творчеству, отказался от должности. Купив поместье, предался написанию своего основного произведения «Об уме».
В 1758 его сочинение было опубликовано, вызвав большой резонанс и принеся ему всеевропейскую известность. Убежденные материалисты во главе с Дидро (см. ДИДРО Дени) квалифицировали книгу как выдающуюся. Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), А. Тюрго (см. ТЮРГО Анн Робер Жак), Руссо (см. РУССО Жан Жак) и другие просветители, поддержав ее в целом, вместе с тем, отнеслись критически к радикализму ее материалистических и атеистических идей. Власти и церковь отнеслись к труду Гельвеция крайне негативно. Он был обвинен в покушении на религию и нравственность. Архиепископ Парижа де Бомон оценил книгу как «мерзкое учение, стремящееся разрушить основы христианской веры», ее осудил в специальном послании римский папа Климент XIII (см. КЛИМЕНТ XIII). Парижский парламент приговорил книгу к сожжению, ее было запрещено читать, переписывать, перепечатывать и хранить. Лишь ценой внешнего отречения от своего произведения и благодаря личным связям Гельвецию удалось избежать наказания.
Совершил путешествие в Англию (1764) и Пруссию (1765) по приглашению Фридриха Великого (см. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ I (1620—1688)). Написал второе крупное произведение «О человеке», являющееся продолжением труда «Об уме», но так и не решился его опубликовать (было напечатано посмертно, в 1773). В последние годы жизни пребывал в состоянии упадка духа в связи с ростом репрессий во Франции против свободомыслия.
Умер от подагры.
Философские взгляды
На формирование взглядов Гельвеция решающее влияние оказали французское Просвещение и философия Локка (см. ЛОКК Джон).
Гельвеций считал мир материальным, бесконечным во времени и пространстве, движущимся по законам механики Ньютона (см. НЬЮТОН Исаак). Решительно отвергал бытие бога и бессмертие души, хотя из цензурных соображений вуалировал свой атеизм. Гельвеций акцентировал существование идеалистической и материалистической линий в мировой философии, которые представляли соответственно Платон (см. ПЛАТОН (философ)) и Пифагор (см. ПИФАГОР Самосский) против Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) и Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)), резко критически относясь к первой.
Придал сенсуализму Локка материалистически заостренную форму. Решительно отвергнув концепцию «врожденных идей», и, полагая вслед за Локком, что люди от рождения подобны «чистой доске».
Гельвеций утверждал, что чувственный опыт, «физическая чувствительность» является единственным источником знаний и морали. «Ум», то есть интеллектуальные и нравственные качества являются, согласно его мысли, полностью и всецело приобретенными.
В центр своей социальной теории положил категорию «интереса», понимаемого как польза, выгода. Не «мнения», как полагали многие просветители, а, по Гельвецию, «интересы» правят миром, являясь всемогущей движущей силой деятельности людей и общественных явлений и служа «мерой человеческих поступков». Повторял вслед за Гоббсом (см. ГОББС), что «интерес» способен поставить под сомнения геометрические аксиомы. «Интерес» вытекает из человеческих страстей, из их «себялюбия» или «физической чувствительности», то есть связан со стремлением получить удовольствие или избегнуть страдания. Характеризовал страсти как «могущественный двигатель на пути великих дел», источник всех изобретений, искусств, ремесел и т. д. Разделял страсти на «природные», то есть связанные с удовлетворением естественных потребностей, и «искусственные», то есть сформированные обществом: честолюбие, тщеславие, любовь, зависть, скупость и т. д. Но в конечном итоге, по Гельвецию, вторые вытекают из первых и в конечном итоге сводятся к ним, определяясь «себялюбием» или «физической чувствительностью», в чем и проявлялось понимание человека как природного существа. Французский философ подразделял интересы на частные и общие. Добродетели основаны на общих; нравственная гармония есть совпадение частных и общих интересов.
Гельвеций, будучи решительным противником феодальных отношений и римско-католической церкви, осуждал дворянство за паразитизм и бездарность, а католическое духовенство, кроме того, — за фанатизм, своекорыстие, безнравственность и лицемерие. Он резко критически относился к сословному неравенству людей и выдвинул положение об изначальном природном равенстве способностей людей. Полагал, что реальная разность способностей и нравственного облика людей всецело определяется воспитанием, в котором огромную роль играют случайности.
Воспитывающим фактором служит общественная среда, под которой понималась вся совокупность внешних обстоятельств. Ведущую роль среди них играют, согласно Гельвецию, форма правления и законодательство страны, в связи с чем им возлагались особые надежды на просвещенный абсолютизм. «Несчастья» людей и народов связывал с несовершенством законов и неравномерным распределением богатства. Рассматривал «деспотизм» как препятствие для нравственности, полагая вместе с тем, что он коренится в природе каждого человека. Рекомендовал правительствам смягчать имущественные противоречия в обществе. «Умеренное состояние», по Гельвецию, является оптимальным и для счастья.
По стилистическим особенностям произведения Гельвеция напоминают непринужденную и изящную беседу в литературном салоне: многословие, отсутствие сложных и отвлеченных теоретических построений, много анекдотов, отступлений, примеров из истории, этнографии и т. д.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Гельвеций Клод Адриан" в других словарях:

  • Гельвеций, Клод Адриан — Клод Адриан Гельвеций Claude Adrien Helvétius Да …   Википедия

  • ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН — (Helvetius, Claude Adrien) (1715–71) Мыслитель – утилитарист Французского просвещения (Enlightment French). Не оригинален и не основателен, хотя и оказал существенное влияние на Бентама (Bentam). Выражал общепринятые идеи в крайней форме.… …   Политология. Словарь.

  • Гельвеций Клод Адриан — (Helvetius, Claude Adrien) (1715 71), франц. философ. Опубликованная им на свои ср ва книга О духе (1758) была осуждена церковью и парламентом, Верховным судом Французского королевства как аморальная и предана публичному сожжению. Ее гл. идея… …   Всемирная история

  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан — (Helvtius, Claude Adrien) КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715 1771), философ просветитель, один из идеологов Французской революции. Родился в Париже 26 января 1715 в семье главного врача королевы. В двенадцать лет поступил в иезуитский коллеж Луи ле Гран …   Энциклопедия Кольера

  • Гельвеций Клод Адриан — Гельвеций (Helvétius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, ≈ 26.12.1771, там же), французский философ материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным… …   Большая советская энциклопедия

  • Гельвеций, Клод Адриан — ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гельвеций Клод Адриан — Гельвеций: ощущение как начало умственных способностей, а интерес начало морали     Если сенсуализм Кондильяка был спиритуалистским, то сенсуализм Клода Адриана Гельвеция (1715 1771) решительно материалистическим. Он родился в Париже в семье… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Гельвеций Клод Адриан — (17151771) видный французский философ. Его отец был придворным врачом в Париже и уготовил сыну карьеру финансиста, мечтая, чтобы тот стал чиновником налогового ведомства. Действительно, отец приобрел для него должность генерального откупщика… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Гельвеций Клод Адриан — (1715 1771 гг.) французский философ материалист. Основу философии Гельвеция составило учение Локка. Объективно существующая материя, по Гельвецию, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Гельвеций считал память, которую определял… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Гельвеций Клод Адриан — (Helvetius) французский философ (1715 1771), получил юридическое образование, служил при дворе королевы. Под влиянием Вольтера он задумал поэму Sur le bonheur , которую затем бросил и окончил лишь незадолго до своей смерти; увлекшись Esprit des… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»