Гверчино Франческо

Гверчино Франческо
Гверчи́но Франческо
Гуэрчино (Guercino), настоящая фамилия Барбьери (Barbieri) (1591—1666), итальянский живописец болонской школы эпохи барокко. Драматическая эмоциональность образов, динамичность композиции, беспокойную игру света и тени сочетал со стремлением к декоративным эффектам (росписи виллы Лудовизи в Риме, 1621).
* * *
ГВЕРЧИНО Франческо
ГВЕРЧИ́НО (Гуэрчино, Guercino) (наст. имя Джованни Франческо Барбьери, Barbieri) (крещен 8 февраля 1591, Ченто, Феррара — 22 декабря 1666, Болонья), итальянский живописец болонской школы.
Ранний период
Уроженец феррарской провинции, он был воспитан в традиции болонской школы (см. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА). Как художник сложился под влиянием Лодовико Карраччи (см. КАРРАЧЧИ), но непосредственно не обучался в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи. Ранние произведения — «Мученичество Св. Петра» (1618—1619, Модена, Галерея Эстенсе), «Танкред и Эрминия» (1618—1619, Рим, Галерея Дориа-Памфили) исполнены с повышенной драматизацией света и тени. Этот прием лишь внешне напоминает манеру Караваджо, но заимствован от живописи Северной Италии — Феррары и Венеции.
В картинах проявилась фантазия художника-феррарца, наследника традиций Доссо Досси (см. ДОССИ Доссо). Талант Гверчино был замечен папским легатом в Ферраре — кардиналом Серра, для которого им был написан ряд произведений. В кругу специалистов считается, что свои лучшие работы художник создал в молодости, поэтому произведения, написанные в ранний период, получили название «il vero Guercino» («подлинный Гверчино»). Примером подобной ранней манеры болонского мастера является полотно «Мученичество Петра». Это большой алтарный образ. В нем сказались влияния венецианской живописи 16 в., представленной широко в собраниях герцогов д"Эсте, изучение алтарных картин в церквях родного города Ченто и его окрестностей. Самобытная композиция лишь отчасти напоминает приемы Караваджо, так как Гверчино пытается трактовать ее в народном духе, использует народный типаж, подчеркивает грубоватую силу образов. Лица изъясняющихся многозначительными жестами персонажей выражают переживания, но без повышенной драматизации. Композиция четко продумана и герои расположены в виде ромбовидной фигуры вокруг центрального незаполненного пространства. Воспоминание о великих рыцарских поэмах Тассо (см. ТАССО Торквато) и Ариосто (см. АРИОСТО Лудовико) звучит в полотне «Танкред и Эрминия», написанном для феррарских кругов д"Эсте. Среди ранних произведений, строящихся на резких цветовых контрастах, эта картина выделяется красотой палитры. Мягкие тона одежды волшебницы Эрминии контрастируют с холодным блеском брони доспехов рыцаря Танкреда.
Римский период
В 1621 Гверчино был приглашен в Рим папой Григорием XV. В этот период он резко изменил манеру, отойдя от рельефной лепки объемов светотенью, но по-прежнему используя смелые композиционные построения, необычные ракурсы, но менее драматизированные жесты. Этот переход к классицизирующей манере характеризуют полотно «Явление Христа Марии» (1629, Ченто, Городская Пинакотека), гигантский алтарный образ «Погребение Св. Петронилы» (1623, Рим, Капитолийский музей). В изображении евангельского эпизода художник еще использует эмоционально-выразительные возможности светотени, но жестикуляция действующих лиц уже значительно более сдержанная.
Фрески виллы Лудовизи в Риме (1621—1623) с изображением аллегории «Ночи» и явления богини утренней зари Авроры («Аврора») — стали продолжением традиций монументальной живописи Аннибале Карраччи (см. КАРРАЧЧИ), продемонстрировав незаурядный талант художника в передаче световых эффектов, выигрышных ракурсов, унаследованных от мастеров Северной Италии. В Риме художник имел большую мастерскую, работавшую и для его родного города Ченто, который он посетил в 1623.
Одно из последних его произведений, исполненных в Риме — «Святой Ромуальдо» (1640—1641, Равенна, Пинакотека). Это наиболее классицистическое по манере исполнения его произведение. В центре изображен Святой, защищаемый ангелом от козней демона. Контрасты света и тени выглядят более пригашенными, но светоносность красок выдает руку мастера болонской школы. Ткань светлой рясы Святого Ромуальдо, освещенная потоком света, кажется сама излучающей сияние.
После смерти Гвидо Рени (см. РЕНИ Гвидо) Гверчино перебрался в Болонью, где занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы. Стиль его резко изменился в этот период под влиянием Гвидо Рени («Агарь», 1657. Милан, Брера; «Мученичество Екатерины», Эрмитаж). Живопись Гверчино изучали многие европейские мастера последующего времени. Ранние произведения художника оказали непосредственное воздействие на неаполитанцев П. Ф. Мола, М. Прети, болонца Дж. М. Креспи (см. КРЕСПИ Джузеппе Мария).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Гверчино Франческо" в других словарях:

  • ГВЕРЧИНО Франческо — (Guercino, Giovanni) (1591 1666), итальянский художник эпохи барокко, родился в Ченто близ Болоньи 8 февраля 1591. Его настоящее имя Джованни Франческо Барбьери. В картинах Гверчино многое близко искусству Караваджо: иррациональное освещение,… …   Энциклопедия Кольера

  • Гверчино, Франческо — …   Википедия

  • Гверчино Франческо — …   Википедия

  • Гверчино — Франческо (Guercino, Francesco), наст. имя Джованни Франческо Барбьери (Guercino, Francesco Barbieri) 1591, Ченто 1666, Болонья. Итальянский живописец. Мастер болонской школы. Учился у Л. Карраччи. Работал в Болонье, Венеции, Риме. После смерти Г …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ГВЕРЧИНО (Guercino) — ГВЕРЧИНО (Гуэрчино) (Guercino) (наст. фам. Барбьери Barbieri) Франческо (1591 1666), итальянский живописец. Представитель болонской школы барокко. Драматическую эмоциональность образов, динамических композиций, беспокойную игру света и тени… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гверчино —         Гуэрчино (Guercinо; собственно Джованни Франческо Барбьери, Barbieri) (1591 1666), итальянский живописец болонской школы. В своих произведениях сочетал характерные для караваджизма жизненность и драматическую эмоциональность образов,… …   Художественная энциклопедия

  • Франческо Гверчино — Барбьери, Джованни Франческо Работы на Викискладе Сусанна и старцы. Первая половина XVII века. Прадо, Мадрид. Гверчино (Гуэрчино, ит. Guercino «косоглазый») (наст. имя Джованни Ф …   Википедия

  • Гверчино — Барбьери, Джованни Франческо Giovanni Francesco Barbieri …   Википедия

  • Гверчино —         Гуэрчино (Guercino; собственно Джованни Франческо Барбьери, Barbieri) (крещен 8.2.1591, Ченто, Эмилия Романья, 22.12.1666, Болонья), итальянский живописец болонской школы (См. Болонская школа). Учился в Ченто. Испытал влияние Л. Карраччи …   Большая советская энциклопедия

  • Гверчино — собств. Барбиери Джованни Франческо, прозванный Гверчино (Guercino) вследствие косоглазости (guercino косой) итальянский живописец, род. в Ченто, близ Болоньи, 8 февраля 1591 г., умер в Болонье 22 декабря 1666 г. Художественное призвание… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»