Гауди Антонио

Гауди Антонио
Гауди́ Антонио
Гауди-и-Корнет (Gaudí у Cornet) (1852—1926), испанский архитектор, работал в Барселоне, создал своеобразный вариант стиля модерн. В причудливых постройках добивался впечатления фантастических, как бы вылепленных архитектурных форм (церковь Саграда Фамилия, 1884—1926); широко использовал криволинейные, взаимоперетекающие поверхности, смелые конструктивные элементы (параболические арки, наклонные опоры), цветную керамику, обобщённо-монументальную скульптуру.
* * *
ГАУДИ Антонио
ГАУДИ́ (Гауди-и-Корнет; Gaudi y Cornet) Антонио (25 июня 1852, Реус — 10 июня 1926, Барселона), испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры (см. ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА) в европейском модерне (см. МОДЕРН).
С 1868 жизнь Гауди связана с Барселоной (см. БАРСЕЛОНА (в Испании)), чей облик, как и вся культура Каталонии (см. КАТАЛОНИЯ), оказали на него сильное влияние. В причудливых постройках добивался впечатления фантастических, как бы вылепленных от руки архитектурных форм. Его творчество разнообразно: культовое зодчество, частные и многоквартирные дома, садово-парковая архитектура. К наследию Гауди заметен интерес архитекторов постмодерна.
Родился в крестьянской семье. Личная жизнь связана с работой: архитектуре служил бескомпромиссно, почти фанатично. Образование начал в Реусе. В Барселоне закончил Провинциальную школу архитектуры (1878). Уже вначале видны поиски синтеза романо-готического каталонского искусства с декоративными чертами восточной архитектуры, геометризма орнамента с формами органической природы. Эти тенденции сохранятся на протяжении всего творчества.
В 1878—1882 осуществляет архитектурное и гидравлическое решение каскада в парке Цитадель, оформление фонарей площади Реаль (1878—1879), проект рабочего квартала и фабричного здания кооператива «Ла Обрера Матароненсе». Архитектор еще не работает самостоятельно, вместе со старшими коллегами участвует в решении преимущественно социальных и урбанистических задач, которые останутся актуальными и в дальнейшем.
Поиск собственного художественного языка
В период с 1883 по 1900 происходят два главнейших события в жизни Гауди: он начинает работать над собором Саграда Фамилия (1884—1926, не закончен) и знакомится с Эусебио Гуэль — богатым промышленником, ценителем искусства и меценатом, который становится его главным заказчиком, постоянно оказывающим финансовую и дружескую поддержку. Усадьба Гуэль (1884—1887) и Дворец Гуэль (1886—1891) характеризуются динамическим развертыванием объемов в пространстве. Оригинальные вертикальные, пластические, почти статуарные акценты, сочетание разнообразных орнаментальных мотивов, декоративные функции цвета, соединение кирпича и керамики — наиболее яркие приметы стиля усадьбы. Интерес к выразительности арабской архитектуры сочетается со способностью уйти от подражания, насытить стилизацию оригинальной игрой мотивов.
Епископский дворец в Асторге (1887—1893), Каза де лос Ботинес в Леоне (1891—1894), школа монастыря Св. Терезы (Коллегио Терезиано) (1888—1890) являются вариантами самобытного диалога с готикой (см. ГОТИКА). Выделяются чистота линий, строгий ритм колонн и арок, эстетически изысканное сочетание цветов и материалов в школе, органическое слияние здания с ландшафтом в Асторге. Для Каса де лос Ботинес характерно сложение конструктивных и эстетических особенностей решения интерьера частных сооружений. Дом Висенс (1883—1885) — снова диалог с арабской архитектурой. Асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики — отличительные черты дома.
В 1883 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны — Саграда Фамилия (Святое семейство). Гауди, глубоко верующий человек, отдает ему все творческие и духовные силы. Храм строился по образцу готических соборов. Предполагалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Символика самой готической архитектуры соединяется здесь с его тягой к символическому мышлению. Храм должны были венчать 12 башен (как аллегории 12 апостолов), шпиль над средокрестием — символизировать Христа, вертикаль над апсидой — Богоматерь. Зодчий успел возвести крипту (см. КРИПТА), часть стен, фасад Рождества. Позже возведен фасад Страстей. Художественный образ храма складывается из оригинальной трактовки готических архитектурных элементов, контраста между рационализмом структуры здания и испанской барочной пышностью фасада (плоскость стены растворяется в буйстве растительного орнамента, скульптуры, зооморфных форм), выразительности фактуры материала.

Расцвет творчества
В 1900—1917 оригинальный стиль Гауди достигает своего пика. Реализуются проекты Колонии Гуэль (1898—1915) и парка Гуэль (1900—1914). Оба — выражение социально-утопических идеалов Гуэля и Гауди. Колония была задумана как рабочий поселок с церковью и криптой в Санта Колома де Сервелло, но оказалась незавершенной. Построена крипта — уникальнейшее сооружение, кульминация в поисках символического языка архитектуры, способного выразить трансцендентные идеи. Общий замысел восходит к готическим архитектурным концепциям. Рисунок нервюрных (см. НЕРВЮРА) сводов, колонны, будто живые стволы деревьев, согнутых под тяжестью перекрытий, драматургия противоборства камня и кирпича, свет, проникающий через витражные окна с крестовым орнаментом создают почти ирреальное пространство.
Замысел парка по образцу английского «города-сада» принадлежит графу Гуэлю. Проект включает 60 особняков на склонах холма на окраине Барселоны. Используя естественный рельеф, Гауди развертывает динамическую композицию, в которой типологические особенности живописного парка доведены до максимальной степени выразительности благодаря богатейшей фантазии автора и яркости южной природы. Рукотворные архитектурные элементы садово-парковых сооружений соперничают с живой растительностью, а из грубых, необработанных камней сплетаются тонкие орнаментальные кружева. Мечта Гауди о слиянии в органическом единстве мира природы и мира человека воплощается в жизнь. Свободная игра воображения создает с помощью камня, мрамора, разноцветной майолики колорит, не уступающий краскам природы. Из задуманных домов выстроено только три. В 1914 работы в парке были прекращены, а после смерти Гюэля в 1922 его приобрела мэрия города. Интересен дом в стиле модерн, построенный ближайшим другом Гауди Фр. Беренгуером, который Гауди купил в 1906 и в котором прожил до конца жизни.
В это время построены самые известные его дома, среди которых Каса Батльо (1904—1906) и Каса Мила (Ла Педрера) (1906—1910). Каса Батльо — лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона. Каса Мила (Ла Педрера) — классический образец модерна: своим образно-символическим характером (первый этаж решен как подземный мир грота, линии фасадов напоминают движение морских волн), неуловимым переходом от симметрии к асимметрии, изысканным сочетанием разнородных материалов, орнаментальным богатством балконных решеток из кованого железа.
В 1904—1913 Гауди участвует в реставрации памятника испанской готики — собора в Пальма де Майорка (см. ПАЛЬМА (город)). В 1918—1926 завершает фасад Рождества Саграда Фамилия. Его порталы посвящены трем христианским добродетелям: Вере, Надежде, Любви. Фасад украшен сценами из жизни Богоматери и детства Христа. Жизнь Гауди оборвалась трагически: он попал под трамвай и спустя три дня умер. Похоронен в крипте собора Саграда Фамилия.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Гауди Антонио" в других словарях:

  • Гауди Антонио —         Гауди и Корнет (Gaudн у Cornet) (1852 1926), испанский архитектор. Жил в Барселоне (с 1868). Учился в Высшей технической школе архитектуры. В причудливых по формам постройках Гауди (главным образом в Барселоне) церковь Саграда Фамилия (с… …   Художественная энциклопедия

  • Гауди, Антонио — У этого термина существуют и другие значения, см. Gaudi (альбом). Антони Гауди и Курнет …   Википедия

  • ГАУДИ Антонио — ГАУДИ (Гауди и Корнет) (Gaudi y Cornet) Антонио (1852 1926) испанский архитектор, работал в Барселоне. В причудливых постройках добивался впечатления фантастических, как бы вылепленных от руки архитектурных форм (церковь Саграда Фамилия, 1884… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гауди Антонио — Гауди, Гауди и Корнет (Gaudi у Cornet) Антонио (26.6.1852, Реус, близ Таррагоны, 10.6.1926, Барселона), испанский архитектор. Жил в Барселоне с 1868, учился в Высшей технической школе архитектуры. В причудливых по формам постройках Г. (главным… …   Большая советская энциклопедия

  • Гауди, Антонио — А. Гауди. Собор Ла Саграда Фамилия. Барселона, Испания. ГАУДИ (Гауди и Корнет) (Gaudi y Cornet) Антонио (1852 1926), испанский архитектор. Работал в Барселоне. В причудливых постройках добивался впечатления фантастичности, вылепленных от руки… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гауди Антонио — …   Википедия

  • Гауди, Антонио-и-Корнет — (1852 1926)    испанский архитектор, самый известный и самобытный представитель стиля модерн. Среди наиболее прославленных его произведений церковь Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне, начатая в 1883 г. и оставшаяся незавершенной.… …   Архитектурный словарь

  • Гауди-и-Корнет — Гауди и Корнет, Антонио Антонио Гауди и Корнет …   Википедия

  • Гауди-и-Корнет, Антонио — Антонио Гауди и Корнет Годы жизни Гражданство …   Википедия

  • Антонио Гауди — Биография Антонио Гауди Антонио Гауди и Корнет (Antonio Gaudi у Cornet) родился 25 июня 1852 года в провинциальном городке Реус (Каталония, Испания) в семье кузнеца. В 1868 году Антонио переехал в Барселону, где в 1873 1878 годах учился в Высшей… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»