Гердер Иоганн Готфрид это:

Гердер Иоганн Готфрид
Ге́рдер Иоганн Готфрид
(Herder) (1744—1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764—1769 пастор в Риге, с 1776 — в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат «О происхождении языка» (1772), сочинения по философии истории («Идеи к философии истории человечества», т. 1—4, 1784—91). Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
* * *
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764—1769 пастор в Риге, с 1776 — в Веймаре, теоретик «Бури и натиска» (см. БУРЯ И НАТИСК), друг И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) . Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
* * *
ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген — 18 декабря 1803, Веймар), немецкий философ, ведущий деятель позднего Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.
Жизнь и сочинения
Гердер учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Канта (см. КАНТ Иммануил), дружил с Гаманом (см. ГАМАН Иоганн Георг)). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Д. Бруно (см. БРУНО Джордано), Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт), Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм). В 1764—1769 преподавал в церковной школе Риги, где выходят его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 предпринимает путешествие в Париж, где знакомится с Дидро (см. ДИДРО Дени) и Д"Аламбером (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Возвращаясь в Германию, Гердер провел две недели в Гамбурге в обществе Лессинга (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), оказавшего на него огромное влияние. В 1770 жил несколько месяцев в Страсбурге, где знакомится с Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) и создает трактат «О происхождении языка» (изд. 1772). В 1771—1776 Гердер — советник консистории в Бюкебурге. В этот период он становится деятельным участником движения «Буря и натиск (см. БУРЯ И НАТИСК)». В 1776 переезжает в Веймар, где становится генералсуперинтендантом протестанской общины. Вместе с Гете возглавляет веймарское содружество ученых и писателей. В этот период Гердер интенсивно занимается естественными и историческими науками, создает свой шедевр — «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784—1791).
Ранний период
В нач. 1770-х годов Гердер разрабатывает проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоит у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дает одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Гердер отрицает генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергает богоданность языка, но и, полемизируя с Кондильяком (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де) и Руссо (см. РУССО Жан Жак), утверждает его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й пол. 1780-х годов вовлекается в «спор о пантеизме» и публикует трактат «Бог» (1787), в котором выказывает себя радикальным сторонником спинозизма.
«Идеи к философии истории человечества»
В «Идеях к философии истории человечества» Гердер реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандизном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора — процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем — к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо (см. РУССО Жан Жак), Гердер возвращается в «Идеях…» к историческому оптимизму Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.
Судьба учения Гердера
Поздний Гердер разрабатывает своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793—1797), где, в частности, выдвигает свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) Гердер вступает в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Кантом (см. КАНТ Иммануил). «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики.
В рамках зрелого немецкого Просвещения учение Гердера оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Идеи Гердера вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Мысль Гердера о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера.
Вместе с тем мировоззрение Гердера стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), антропологии Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), герменевтики Дильтея (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), либеральной протестантской теологии.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Гердер Иоганн Готфрид" в других словарях:

  • Гердер, Иоганн Готфрид — Иоганн Готфрид Гердер Johann Gottfried Herder Дата рождения …   Википедия

  • Гердер Иоганн Готфрид — Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, ≈ 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764≈ 1769 был пастором в Риге. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Гердер Иоганн Готфрид — Гердер: антипросветительская концепция языка и истории     Иоганн Готфрид Гердер (1744 1803), ученик Канта, начинал как сторонник движения «Бури и натиска». С 1776 г. он обосновался в Веймаре. Проповедник, поэт, переводчик, эрудит и мыслитель, он …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — ГЕРДЕР, Хердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803), немецкий философ, писатель просветитель. Тр. по философии, эстетике, в т.ч. «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766—68), «Исследование о происхождении языка» (1772, п. 1909) …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — (Herder, Johann Gottfried) (1744 1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кенигсбергского университета. С 1764 учитель в… …   Энциклопедия Кольера

  • Гердер, Иоганн Готфрид — (фон Гердер), инспект. училища св. Петра в СПб., писатель; р. 26 авг. 1744, † 18 дек. 1803 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гердер Иоганн Готфрид — …   Википедия

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — (1744 ? 803) нем. философ просветитель. Г. с пантеистич, позиций критиковал традид. теологию, учение о нематериальности души, отрицал творение мира из ничего, первород. грех, релит, нетерпимость. Подходил к мысли о ес теств. происхождении жизни и …   Атеистический словарь

  • ГЕРДЕР Иоганн Готфрид — (1744 1803) нем. философ просветитель, эстетик, писатель, участник движения «Буря и натиск», выросшего на почве нем. Просвещения, друг Гёте. Систематического изложения эстетики не оставил, но в ряде работ сформулировал нек рые основополагающие… …   Эстетика: Словарь

  • Гердер, Иоганн-Готфрид — (1744 1803) известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются Идеи по философии истории человечества . /Т. 8/ …   Исторический справочник русского марксиста

Книги

Другие книги по запросу «Гердер Иоганн Готфрид» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»