Вход Господень в Иерусалим это:

Вход Господень в Иерусалим
Вхо́д Госпо́день в Иерусали́м
один из двунадесятых праздников. В основе — евангельское сказание о прибытии Иисуса Христа, перед своей мученической кончиной, в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви. В церковном ритуале, сложившемся в России, вместо пальмовых ветвей используются ветки вербы, в связи с чем в народе Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем.
* * *
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М, христианский праздник, посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как Царя. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). Празднуется в последнее воскресение перед Пасхой (см. ПАСХА христианская), в т. н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье).
Содержание праздника
Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (см. ЕВАНГЕЛИЯ) (Матфей 21:1—11; Марк 11:1—11; Лука 19:29—44; Иоанн 12:12—19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (псалом 117:26 ) Осанна в вышних!» Вспоминая это событие, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1—12; Софония 3:14—19; Захария 9:9—14).
История праздника
Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство о нем принадлежит святому Мефодию Патарскому (см. МЕФОДИЙ Патарский), оставившему поучение на этот день. В 4 в. праздник, по словам святого Епифания Кипрского (см. ЕПИФАНИЙ Кипрский), совершался очень торжественно. Подробное описание празднования его в Иерусалиме в 4 в. оставила западная паломница Сильвия Аквитанка. После окончания Утрени (см. УТРЕНЯ) и Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), в начале седьмого часа (1 час дня) весь народ с епископом собирался в церкви на горе Елеон, где пелись гимны и антифоны (см. АНТИФОН) и читался 9 Час. Затем все шли с песнями на Имвомон, место вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе, где все садились для чтений. Когда наступал одиннадцатый час, читался отрывок из Евангелия, описывающий, как дети с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне!». Затем епископ и народ вставали и шли с песнопениями и антифонами к храму Воскресения с пением «Благословен грядый во имя Господне!» (лития (см. ЛИТИЯ)). В шествии принимали участие все дети, даже те, которые не умели ходить, все держали в руках пальмовые и масличные ветви. Уже вечером приходили в храм Воскресения и служили там Вечерню, после чего народ отпускался. Таким образом древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и современный обычай употребления и благословения ваий (заменяемых по необходимости вербами) получил начало в Иерусалиме.
Многие из Отцов Церкви 4 в. оставили поучения на этот праздник. Церковные песнопения были составлены в 7—9 веках Андреем Критским (см. АНДРЕЙ Критский), Космой Маюмским, Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Иосифом Студитом и Феодором Студитом (см. ФЕОДОР СТУДИТ), Феофаном, императором Львом VI (см. ЛЕВ VI Мудрый) Мудрым и др.
Особенности богослужения
Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника — Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье; на Западе одно из названий — Пальмовое воскресенье.
Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет ни предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО), ни попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО), т. к. окружен днями Четыредесятницы (см. ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА) и Страстной седмицы (см. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА).

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "Вход Господень в Иерусалим" в других словарях:

  • Вход Господень в Иерусалим — Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. Тип …   Википедия

  • Вход Господень в Иерусалим — двунадесятый праздник, принадлежащий к торжествам подвижного годового цикла. Совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе, и имеет несколько названий: Неделя Ваий ( Неделя пальмовых ветвей ), Неделя цветоносная, Вербное воскресенье. Он… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Вход Господень в Иерусалим — – Вход Господень в Иерусалим – дванадесятый Господский праздник, установленный в воспоминание события этого имени и совершаемый в последнее предпасхальное воскресение. Употреблением ваий и совершением (в древности) шествия патриарха на… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • вход господень в иерусалим — сущ., кол во синонимов: 2 • вербное воскресенье (3) • праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… …   Православная энциклопедия

  • Вход Господень в Иерусалим — Христианские паломники у стен Иерусалима в Вербное Воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, один из двунадесятых праздников. Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос перед своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • вход господень в иерусалим — В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый в последнее воскресенье перед Пасхой; вербное воскресенье (посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа) …   Словарь многих выражений

  • Вход Господень в Иерусалим — событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от прежних,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вход Господень в Иерусалим —    двунадесятый господский праздник, отмечаемый ровно за неделю до Воскресения Господня – Пасхи. В этот день Церковь вспоминает события, связанные с прибытием Иисуса Христа в Иерусалим. Спасителя встретили как мессию и царя, когда Он въехал в… …   Православная энциклопедия

  • Вход Господень в Иерусалим — двунадесятый праздник, празднуется в воскресенье за неделю до Пасхи. В этот день вспоминается событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа, как Он въезжал в Иерусалим на ослике, в сопровождении апостолов. Народ устроил Ему,… …   Православный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Вход Господень в Иерусалим» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»