Воронихин Андрей Никифорович это:

Воронихин Андрей Никифорович
Ворони́хин Андрей Никифорович
(1759—1814), российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт-Петербурге — Казанский собор (1801—1811), положивший начало крупному горному ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806—1811) — отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
* * *
ВОРОНИХИН Андрей Никифорович
ВОРОНИ́ХИН Андрей Никифорович (1759—1814), русский архитектор, представитель ампира (см. АМПИР) . Произведения в Санкт-Петербурге — Казанский собор (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР) (1801—1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806—1811) — отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
* * *
ВОРОНИ́ХИН Андрей Никифорович [17 (28) октября 1759, село Новое Усолье Пермской губернии — 21 февраля (5 марта) 1814, Санкт-Петербург], русский архитектор. Блестящий представитель зрелого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) и ампира (см. АМПИР) в архитектуре, автор одного из важнейших в исторической застройке Петербурга сооружений — ансамбля Казанского собора (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР).
Краткая биография
Родился в семье крепостных графа А. С. Строганова (существует предположение, что он — внебрачный сын графа). Живописный талант Воронихина обнаруживается рано, и его посылают учиться иконописи в мастерской Тыскорского монастыря. В 1777 граф Строганов отправляет его в Москву, где Воронихин сначала осваивает миниатюру, а затем — перспективную живопись. В это время начинается его общение с крупнейшими московскими архитекторами В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) и М. Ф. Казаковым (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович), заинтересовавшимися его произведениями. Под влиянием Баженова Воронихин начинает заниматься архитектурой. С этого момента живопись отходит на второй план, хотя интерес к ней Воронихин сохраняет и часто использует для выражения своих архитектурных идей. Сохранились многие его архитектурные зарисовки, а также автопортрет на фоне Казанского собора.
С 1779 Воронихин живет в Петербурге, в доме Строганова, и продолжает обучение. В 1781 путешествует по России с сыном Строганова, Павлом. В 1785 получает «вольную», а через год едет с Павлом Строгановым за границу, живет в Швейцарии и Франции. Продолжает свое образование в Париже: изучает архитектуру, физику, механику, математику, проявляя незаурядные способности и трудолюбие. После возвращения в 1790 в Петербург начинает свою архитектурную деятельность. Одновременно занимается живописью: в 1794 был «назначен» в Академию художеств, в 1797 получил звание академика «перспективной живописи» (за «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», акварель, 1793, Эрмитаж, и «Вид Строгановской дачи», масло, 1797, Русский музей). С 1800 преподает в Академии, в 1803 становится профессором.
Ранний период творчества (1790—1800)
Строит ряд частных домов, но самыми важными становятся работы, выполненные для графа Строганова. В перестройке интерьеров дворца Строганова на Мойке (архитектор Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич)) уже проявляются незаурядные способности декоратора. Он умело организует пространство с помощью мотивов классического зодчества, которые не только украшают интерьер, но и вносят в него архитектонические акценты. Наиболее эффектна Картинная галерея.
Дача Строганова в Новой деревне (не сохранилась) — первое произведение, раскрывающее всю самобытность и масштаб его таланта. Композиция построена на контрасте тяжелого рустованного нижнего этажа и ажурно-легкого второго, решенного в виде глубокой лоджии, увенчанной куполом.
Строительство Казанского собора (1801—1811)
Воронихин получает заказ на строительство собора после победы в конкурсе, в котором участвовали также Ж. Тома де Томон (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан) и Ч. Камерон (см. КАМЕРОН Чарлз). Образцом для нового храма, согласно воле Павла I, становится ватиканский собор св. Петра. Казанский собор в плане имеет форму латинского креста. Своим протяженным северным фасадом он обращен к Невскому проспекту, но на линию сплошной застройки не выходит. В результате смещения собора с «красной линии» улицы образуется глубокая площадь, которую мощным полукольцом охватывает грандиозная дуга колоннады из четырех рядов коринфских каннелированных колонн, примыкающая к северному фасаду здания. Концы дуги завершены монументальными проездными порталами с аттиками. Над богатым антаблементом колоннады по всей длине высится парапет, зрительно усиливающий единство всех ее частей. Фасады западного, северного и южного рукавов креста акцентированы глубокими портиками с венчающими фронтонами. Особое значение имеет северный портик — центр композиции колоннады. Пространство перед собором, организованное на контрасте разрыва сплошной линии застройки с динамичным ритмом полукружия колоннады, создает очень выразительный градостроительный эффект. Проект предполагал сооружение с южной стороны симметричной колоннады, но недостаток средств помешал ее осуществлению.
Храм построен из натурального камня (известняка) и украшен многочисленными барельефами, выполненными И. П. Мартосом (см. МАРТОС Иван Петрович), И. П. Прокофьевым и др. Его внутреннее пространство создано по типу зальных церквей — два ряда парных гранитных колонн образуют равные по высоте нефы. В интерьере зодчий также применяет коринфские колонны, но оставляет их стволы гладкими. Особую парадность интерьеру придают богато украшенные кессонированные коробовые своды центрального и поперечного нефов. Над средокрестием возвышается световой барабан, несущий оригинальный по конструкции купол, — одна из основных вертикальных доминант Петербурга. После окончания войны 1812 собор был превращен в мемориал: в нем хранились боевые знамена и трофеи, иконостас был отлит из серебра, награбленного французами из московских церквей. На площади установлены памятники М. И. Кутузову (см. КУТУЗОВ Михаил Илларионович) (1829—1835) и М. Б. Барклаю де Толли (см. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович) (1829—1836) работы скульптора Б. И. Орловского (см. ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович). В Казанском соборе похоронен фельдмаршал Кутузов.
В 1810—1812 Воронихин с западной стороны дополняет ансамбль собора знаменитой оградой, послужившей образцом для многих подобных малых архитектурных форм в Петербурге. Чугунная решетка украшена ромбовидными орнаментальными накладками и растительным узором. Ее линия строго ритмизованна мощными гранитными каннелированными колоннами, увенчанными шарами. Ограда завершает оригинальную, уникальную по силе художественного образа композицию всего сооружения.
Строительство Горного института (1806—1811)
Если Казанский собор в целом доводит до логического конца развитие зрелого классицизма, соприкасающегося с ампиром, Горный институт воплощает в себе основные тенденции ампира. Роль здания в градостроительном решении стрелки Васильевского острова очень велика: оно замыкает противоположный Бирже конец острова в устье Невы. Между двумя стилистически близкими ансамблями — Биржи и Горного института — развертывается вся его застройка. Сходство основывается не только на принадлежности к ампиру: Воронихин, вслՐԠза Томоном, использует мощную пестумскую дорику для портика Института. Планировка предопределена корпусами пяти старых домов, которые зодчий включает в композицию, соединив их коридором и новой фасадной стеной. Протяженное двухэтажное здание следует изгибу Невы. Монументальный, очень красивый по пропорциям портик с фронтоном, который поддерживают 12 каннелированных дорических колонн, акцентирует фасад. На постаментах по сторонам широкой пологой лестницы размещены две скульптурные группы: «Геракл, удушающий Антея» (1809—1811) С. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович) и «Похищение Прозерпины Плутоном» (1809—1811) В. И. Демут-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович). Мифологическая тема Земли, звучащая в этих произведениях, через все пространство острова перекликается с аллегорической темой водной стихии в скульптурном убранстве ансамбля Биржи. От интерьеров, оформленных Воронихиным, сохранилась лишь парадная лестница.
Одновременно с осуществлением крупнейших проектов Воронихин строит и другие сооружения в окрестностях Петербурга: колоннады у подножия Большого каскада в Петергофе, Розовый павильон в Павловске (1811—1812), фонтан на Пулковской горе (1806). За проект Петергофских каскадов в 1800 он получает звание архитектора, а в 1802 — профессора архитектуры.
Воронихин работает и в области декоративно-прикладного искусства. Создавая проекты мебели, осветительных приборов, фарфоровых ваз и др., он стремится к органическому сочетанию интерьера с архитектурой.
Воронихин похоронен на кладбище Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Воронихин Андрей Никифорович" в других словарях:

  • Воронихин Андрей Никифорович — (1759—1814), архитектор; представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова. Учился в Москве (с 1777) и Петербурге (с 1779) у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1786—90 изучал архитектуру, механику, математику,… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Воронихин Андрей Никифорович —         (1759 1814), русский архитектор. Представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф.… …   Художественная энциклопедия

  • Воронихин Андрей Никифорович — архитектор и живописец (1759 1814). Родился крепостным графа А.С. Строганова . Способность Воронихина к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 г. отправил его в Москву, где он занимался под руководством Баженова и Казакова .… …   Биографический словарь

  • Воронихин Андрей Никифорович — [17(28).10.1759, с. Новое Усолье, ныне Пермской области, ‒ 21.2(5.3).1814, Петербург], русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и… …   Большая советская энциклопедия

  • ВОРОНИХИН Андрей Никифорович — (1759 1814) российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт Петербурге Казанский собор (1801 11), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806 1811) отмечены монументальной и строгой …   Большой Энциклопедический словарь

  • Воронихин Андрей Никифорович —       (1759 1814), архитектор; представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова. Учился в Москве (с 1777) и Петербурге (с 1779) у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1786 90 изучал архитектуру, механику, математику,… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Воронихин, Андрей Никифорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Воронихин. Андрей Никифорович Воронихин …   Википедия

  • Воронихин, Андрей Никифорович — А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт Петербурге. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 1814), архитектор, представитель ампира. В строгих торжественных формах выстроил Казанский собор в Санкт Петербурге (1801 11), участвовал в создании… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Воронихин, Андрей Никифорович — архитектор и живописец. Родился в 1759 г. в селе Новое Усолье, Пермской губернии, Соликамского уезда, крепостным графа А. С. Строганова. Способность В. к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 году отправил его в Москву для… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Воронихин Андрей Никифорович — Андрей Никифорович Воронихин Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 17 (28) октября 1759 Место рождения Новое …   Википедия

Книги

  • Павловск, . Павловский парк, дворец и павильоны, созданные талантли­вой плеядой выдающихся архитекторов, скульпторов, худож­ников и тысячами безымянных крепостных мастеров,являются редким по… Подробнее  Купить за 3795 руб
  • Воронихин, Андрей Никифорович, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Андре?й Ники?форович Ворони?хин (17 (28) октября 1759,… Подробнее  Купить за 1125 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»