Вознесенский Андрей Андреевич

Вознесенский Андрей Андреевич
Вознесе́нский Андрей Андреевич
(р. 1933), русский поэт, академик РАО (1993). В лирике — стремление «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложнённость ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Витражных дел мастер» (1976; Государственная премия СССР, 1978), «Аксиома самоиска» (1990). Поэмы «Мастера» (1959), «Лонжюмо» (1963, о В. И. Ленине), «Оза» (1964), «Авось» (1972; рок-опера «“Юнона” и “Авось”», постановка 1981). Мемуарная проза, публицистика; книга «Прорабы духа» (1984). Пытается совмещать в творчестве синкретические (поэтические и внелитературные) задачи: книга-игра (с фишками) «Гадание по книге» (1994); «Casino Россия» (1997; включена видеома — изографические стихи).
* * *
ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич
ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12 мая 1933, Москва), русский поэт.
Родился в семье научного работника. Стихи начал писать еще в школе, тогда же серьезно занимался живописью, скульптурой, что, несомненно, сказалось на формировании его поэтического мироощущения и стиля. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые его стихи были напечатаны в 1958 в «Литературной газете» и сборнике «День русской поэзии». Уже первые публикации обратили внимание критики на талантливого поэта, со свежим голосом, энергичными интонациями и ритмикой, неожиданной образностью и звукописью.
В 1960 в Москве и Владимире параллельно вышли книги «Парабола» и «Мозаика». Они были неоднозначно восприняты поэтами и критиками. Так, упреки в формализме вызвало одно из ключевых для этого периода стихотворений — «Гойя» (1957). Сквозная пронизанность созвучьями, внутренними рифмами отчетливо ощутима в программной для поэта «Параболической балладе» (1958): «Судьба, как ракета, летит по параболе / обычно — во мраке и реже — по радуге»; «Идут к своим правдам, по-разному храбро, / червяк — через щель, человек — по параболе».
Уже в этих относительно ранних стихах проявилось своеобразие поэтической манеры Вознесенского — острота видения мира в его сложности и трагических противоречиях, в стремительном движении, «в образных сгустках» (Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович)), сила лирического чувства, экспрессивно-романтический характер образов, метафор, ассоциаций, а также сжатость и динамизм языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. В его творчестве заметно влияние поэтики Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) и В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), В. В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), других поэтов Серебряного века, ряда художников и архитекторов 20 века.
Видными вехами эволюции поэта-шестидесятника (см. ШЕСТИДЕСЯТНИКИ) стали поэмы «Мастера» (1957), «40 лирических отступлений из поэмы Треугольная груша» (1962) и «Оза» (1964). В «Мастерах» Вознесенский ставит важнейшие для себя в это время вопросы творчества и решает их на материале художественной интерпретации одного из периодов русской истории — времени строительства народными умельцами храма Покрова на Нерли (см. ПОКРОВА НА НЕРЛИ (церковь)). В книге «40 лирических отступлений...», обратившись к современной жизни Америки, России, планеты и выражая свое понимание задач искусства, взгляды на поэзию, он еще более настойчиво и последовательно отдает приоритет метафоре, ассоциациям, звуку. Так, в «Архитектурном» отступлении — «Ночной аэропорт в Нью-Йорке» развертывается цепочка метафор и сравнений из самых разных сфер бытия, сознания, воображения. Аэропорт предстает как «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот», «небо, приваренное к земле»...
В последующие годы вышли книги «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976). В разнообразных стихах и поэмах отражались сложные современные проблемы и конфликты. Тяга к емкости и содержательности образной мысли и чувства, облеченных в классически ясную поэтическую форму (например, в элегии «Кромка», 1970), нередко сочеталась с ориентацией на формальный поиск, синтаксическую и метафорическую усложненность стиха.
В творчестве Вознесенского 1970-х гг. усиливаются нравственные и художественно-эстетические искания. Поэт ощущает необходимость обновления прежде всего духовного содержания своей поэзии. Оставаясь верным себе, он неустанно продолжает художественный поиск и эксперимент, не раз добиваясь на этом пути разнообразных успехов — от «Повести под парусами» — «Авось» (1969), ставшей основой известной рок-оперы «Юнона и Авось» (на музыку А. Л. Рыбникова (см. РЫБНИКОВ Алексей Львович)), — до включившей произведения визуальной поэзии книги «Видеомы» и оригинальных скульптурных творений.
Диапазон его творчества необычайно широк. Продолжив интенсивные жанровые и стилевые искания в сфере поэмы («Дама треф», 1974, «Андрей Полисадов», 1979), он выступил и как автор великолепной поэтической, в том числе мемуарно-биографической прозы («Мне четырнадцать лет», посвященная встречам с Б. Л. Пастернаком, определившим во многом его судьбу в поэзии). В 1980—1990-е гг. наряду с усилением социально-нравственным мотивов, особенно в сборниках «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), идет активизация художественного поиска, эксперимента, игры — в книгах, характерных самими названиями: «Аксиома самоиска» (1990), «Видеомы: Стихи, визуальные объекты, проза» (1992), «Гадание по книге: Вещи последних лет / Рисунки автора» (1994).
В книгах «Casino «Россия» (1997) и «Жуткий Crisis Супер стар: Новые стихи и поэмы (1998—1999)» Вознесенский с болью и горечью размышляет об уходящем столетии и современности, продолжая активно экспериментировать над словом в его взаимодействии с изобразительными искусствами — графикой, живописью, инсталляцией и скульптурой (визуальные палиндромы, «видеомы», «кругометы», восходящие к его «Изопам» — «опытам изобразительной поэзии» конца 1960-х гг.).
По поводу распространенного мнения, что в 21 веке интерес к поэзии почти угас, поэт заметил: «Сейчас поэзия уходит в Интернет. Там она живет в чистом виде, и к ней проявляют огромный интерес, который даже не сравнить с шестидесятыми годами, когда поэзия жила на стадионах. <...> Я хочу опоэтизировать Интернет, как в свое время футуристы опоэтизировали плакаты и витрины». Подтверждением этих слов стала его новая книга «www.Девочка с пирсингом.ru Стихи и чаты третьего тысячелетия» (2000).
При всем многообразии путей художественных исканий в сфере современного искусства, точнее, синтеза искусств, Вознесенский остается прежде всего выдающимся поэтом-лириком, о чем свидетельствует и одна из поздних его книг с симптоматичным названием «Не отрекусь: Избранная лирика» (1996). Самобытное творчество поэта опирается на широкий пласт литературных и художественных традиций в отечественной и мировой культуре и получило признание в стране и в мире.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Вознесенский Андрей Андреевич" в других словарях:

  • Вознесенский Андрей Андреевич — Андрей Вознесенский Имя при рождении: Андрей Андреевич Вознесенский Дата рождения: 12 мая 1933 (76 лет)(19330512) Место рождения: Москва, СССР Род деятельности …   Википедия

  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич — (р. 1933) русский поэт, академик РАО (1993). В лирике стремление измерить современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники:… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вознесенский, Андрей Андреевич — Поэт; родился 12 мая 1933 г. в г. Москве; окончил МАРХИ в 1957 г.; начал печататься в конце 50 х годов; автор сборников прозы и стихов: "Треугольная груша", "Антимиры", "Ахиллесово сердце", "Взгляд",… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вознесенский Андрей Андреевич — (р. 12.5.1933, Москва), русский советский поэт. Окончил Московский архитектурный институт (1957). Выступил со стихами в 1958. Поэма В. «Мастера» (1959) привлекла внимание свежестью языка, убеждённостью в высоком призвании искусства. Сборник «40… …   Большая советская энциклопедия

  • Вознесенский, Андрей Андреевич — ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (родился в 1933), русский поэт. В лирике стремление “измерить” современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Вознесенский, Андрей Андреевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вознесенский …   Википедия

  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич — (р. 1933), русский поэт. Тематический и формальный диапазон Вознесенского чрезвычайно широк: у него можно найти и элегические стихи о красоте родной земли, и вызывающие восхваления аэропортов, американских танцовщиц стриптиза и парижских рокеров …   Энциклопедия Кольера

  • Вознесенский, Андрей Андреевич — (р. 1933)     поэт, действительный член РАО (1993; Отделение образования и культуры).    (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 460)    См. также Российская академия образования (РАО)    Ч33(2)7 8    Ч426.21,6(2)317 …   Педагогический терминологический словарь

  • Вознесенский, Андрей — Андрей Вознесенский Имя при рождении: Андрей Андреевич Вознесенский Дата рождения: 12 мая 1933 (76 лет)(19330512) Место рождения: Москва, СССР Род деятельности …   Википедия

  • Вознесенский Андрей — Андрей Вознесенский Имя при рождении: Андрей Андреевич Вознесенский Дата рождения: 12 мая 1933 (76 лет)(19330512) Место рождения: Москва, СССР Род деятельности …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»