Эрьзя Степан Дмитриевич это:

Эрьзя Степан Дмитриевич
Э́рьзя Степан Дмитриевич
(псевдоним, по самоназванию одной из этнических групп мордвы; настоящая фамилия Нефёдов) (1876—1959), скульптор. В 1906—14 и 1925—50 работал за рубежом. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре материала (редкие породы дерева) портреты, символические образы-маски, монументальные и станковые композиции («Л. Толстой», 1930; «Голова Медузы», 1938; «Мужик», 1944) отмечены стремлением к романтической героизации образов.
* * *
ЭРЬЗЯ Степан Дмитриевич
Э́РЬЗЯ Степан Дмитриевич (наст. фам. Нефедов) [27 октября (8 ноября) 1876, д. Баево Алатырского уезда Симбирской губ., ныне Ардатовский район Мордовии — 24 ноября 1959, Москва), российский скульптор.
Крестьянин-самородок
Степан Нефедов был родом из крестьян мордовского племени эрзя, языческие верования в котором сохранялись еще и в 19 в. — эрзя поклонялись священным деревьям, чтили души камней, родников и рек. Однако сам Степан Дмитриевич был православным уже в третьем поколении. Самостоятельную жизнь он начал с 14-летнего возраста и в течение десяти лет занимался самыми разными промыслами, в том числе расписывал храмы с артелями богомазов. Только после возвращения к родителям в город Алатырь, куда они к этому времени переехали, судьба будущего художника резко изменилась. Местные купцы, восхищенные декорациями, сделанными Степаном к любительскому спектаклю по произведениям А. С. Пушкина, показали его рисунки директору московского Строгановского училища, и в 1901, почти не зная русского языка, будущий художник поехал в Москву учиться. После года занятий в вечерних рисовальных классах Строгановского училища поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Год готовился стать живописцем, затем перешел на скульптурное отделение и благодаря необыкновенной природной одаренности быстро прошел все этапы обучения. Его учителем был С. М. Волнухин (см. ВОЛНУХИН Сергей Михайлович) (автор памятника первопечатнику Ивану Федорову), с ним молодого художника связывали так֐ՠи очень теплые дружеские отношения (Эрьзя помогал Волнухину после революции; пытаясь спасти, больного увез на юг, но Волнухин умер у него на руках). Большое влияние на будущего скульптора оказало также и творчество П. П. Трубецкого (см. ТРУБЕЦКОЙ Паоло) — представителя импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ).
В 1906, не окончив курса (решил, что в училище получил все, что мог), он отправился в Италию. Там он окончательно стал называть себя Эрьзей (вставив мягкий знак в слово эрзя), считая, что таким образом заявляет миру о своем маленьком народе (на это прозвище он откликался и прежде, двойной фамилией Нефедов-Эрьзя иногда подписывал свои ученические работы).
В Италии
В Италии, вдохновленный искусством Микеланджело, Эрьзя начал работать в мраморе. Быстро овладев необходимыми навыками, он рубил свои вещи сразу в камне, без предварительных эскизов и проектов (в технике прямого высекания работали немногие мастера, обычно пользовались услугами помощников). Сохранилось немного работ этого периода, среди них — статуя Иоанна Крестителя, заказанная для храма портового города Специя.
Первый громкий успех пришел к художнику в 1909 в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью», созданная под впечатлением посещения Бутырской тюрьмы в Москве (в годы ученичества, Эрьзя, подрабатывая фотографом, снимал арестованных революционеров). Скульптор изобразил полуобнаженного сидящего человека, мучительно пытающегося осознать то, что ему предстоит; в нем угадывалось сходство с самим автором, что характерно для многих работ мастера. Скульптура произвела огромное впечатление на зрителей, Эрьзю стали называть «русским Роденом». А ведь всего этого могло и не быть, так как незадолго до выставки скульптура была безнадежно испорчена, и мастеру пришлось полностью восстанавливать ее всего за четыре дня. Местонахождение этой оригинальной работы, выполненной в бетоне, сейчас неизвестно, сохранились лишь воспроизведения.
Во Франции
В 1910 Эрьзя переехал во Францию. Выставки в Милане, Ницце и Мюнхене имели большой успех. Музей в Ницце закупил его работы, приобретали их и частные коллекционеры. В 1913 в Париже состоялась первая персональная выставка. В этот период мастер создает множество скульптурных заказных портретов, дававших значительный доход. Обладая феноменальной способностью мгновенно запоминать пластику модели, он выполняет эти работы с невероятной быстротой — всего за один-два сеанса.
В 1912 был создан скульптурный портрет Марты — его любимой женщины. Этот образ (таинственная полуулыбка, грациозный наклон головы), а также характерные приемы лепки (огромная масса фактурно обработанных волос и контрастно сглаженное лицо) в дальнейшем будет повторяться во многих женских головках мастера. В портрете «Норвежской женщины» (1914) — не очень молодой и не очень красивой женщины — скульптору удалось с необыкновенным мастерством передать сложное душевное состояние: то ли страдания, то ли счастья.
Снова в России
После возвращения в 1914 в Россию Эрьзя поселился по соседству с С. Т. Коненковым (см. КОНЕНКОВ Сергей Тимофеевич), оказавшим значительное влияние на последующее творчество художника. Мобилизованный во время Первой мировой войны, служил санитаром под началом врача Г. О. Сутеева, записавшего полные необыкновенных приключений рассказы Степана Дмитриевича о жизни за границей (впоследствии опубликовал).
В этот период скульптор работал не только в мраморе, он использовал и необычные для станковой скульптуры материалы, такие как цемент и железобетон («Эрзянки», «Мордовки» — железобетон, металл). Применял он также бетон с добавлением металлической стружки. Начал работать в дереве, чему способствовала не только дружба с Коненковым, известным мастером деревянной скульптуры, но и детские впечатления от искусства мордовских народных мастеров по дереву. И все же мрамор по-прежнему остается любимым материалом мастера, на поиски его редких пород он отправляется на Урал (1918—21); там переживает все тяготы послереволюционного времени и гражданской войны. В 1919 создает скульптуру «Ева» — мраморная библейская прародительница предстает перед зрителями в образе пышнотелой деревенской молодухи, эротичной и наивной одновременно. Она перекликается с работами мастеров модерна — стиля, угасание которого пришлось на годы становления Эрьзи как скульптора.
В первые послереволюционные годы Эрьзя жил как в Екатеринбурге, так и в Москве, Новороссийске, Батуми, Баку. Преподавал, участвовал в начинаниях новой власти. В 1922 им были выполнены портреты Шота Руставели, Акакия Церетели, Ильи Чавчавадзе (не сохранились), а также «Летящий», «Материнство», «Леда и лебедь» — все они были изготовлены из дерева (комель кавказского ореха, кряж кавказского дуба с их бугристой массой и вздыбленными объемами). В рамках плана монументальной пропаганды выполнял заказные декоративные работы, большая часть которых не сохранилась (памятники Свободы и Карлу Марксу в Екатеринбурге — оба цемент, 1920), а те, что сохранились, например Дом Союзов в Баку, откровенно слабые — скульптор не владел этими формами. Делал он также бюсты и головы Ленина.
В 1925 вступил в Общество русских скульпторов, участвовал с композицией «Жертвы революции 1905 года» (железобетон) в первой выставке ОРСа. В 1926 со своей выставкой поехал во Францию (успеха не имела) и на Родину решил не возвращаться. Поселился в Аргентине, так как европейские страны не принимали «красного скульптора». Вместе с Эрьзей из России уехала и его молодая ученица Юлия Кун, ставшая на протяжении нескольких лет гражданской женой учителя (послужила моделью для «Обнаженной», 1930; в 1932 вернулась в СССР).
В Аргентине
В Аргентине художник жил в небольшом двухэтажном домике на окраине Буэнос-Айреса; регулярно выставлял свои работы на местных выставках, на собственные средства издал брошюру о своем творчестве. Единственным материалом в этот период для скульптора была древесина квебрахо и альгарробо, растущих только в южноамериканских лесах. Необыкновенно твердая (квебрахо в переводе — «руби топор», а альгарробо — «сожги топор»), она требовала кропотливой, тяжелой работы. Мастер использовал наросты и наплывы, а также корни деревьев, соединяя клеем нужные куски. Так были созданы голова-маска «Моисея» (1932), скульптурные портреты матери и отца, «Льва Толстого» (1930), «Мужика» (1944), а также множество головок юных красавиц с полированными до глянца личиками в обрамлении огромной копны волос.
В 1950 Эрьзя возвратился в СССР. Зафрахтованный советским правительством корабль привез почти все его скульптуры (более 300), а также множество кусков древесины квебрахо и альгарробо для будущих произведений. Персональная выставка скульптора, организованная в 1954 в Москве, имела огромный успех.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Эрьзя Степан Дмитриевич" в других словарях:

  • Эрьзя, Степан Дмитриевич — Степан Дмитриевич Эрьзи Род деятельности: скульптор Дата рождения: 21 октября 1876(1876 10 21) …   Википедия

  • Эрьзя Степан Дмитриевич —         (псевдоним от названия этнографической группы мордвы; настоящая фамилия Нефёдов) (1876 1959), советский скульптор. Учился в МУЖВЗ (1902 06) у С. М. Волнухина. В 1906 14 жил в Италии и Франции, в 1926 50 в Аргентине. Участвовал в… …   Художественная энциклопедия

  • Эрьзя Степан Дмитриевич — Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия Нефёдов; 27 октября (8 ноября) 1876(18761108), село Баево, Алатырский уезд Симбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия  24 ноября 1959, Москва)  российский и советский художник,… …   Википедия

  • Эрьзя, Степан Дмитриевич — С.Д. Эрьзя. Автопортрет. Дерево. 1947. ЭРЬЗЯ (настоящая фамилия Нефедов) Степан Дмитриевич (1876 1959), мордовский скульптор. В 1906 14 и 1926 50 за рубежом. Работая преимущественно с деревом, использовал эффекты его природной формы и фактуры,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Эрьзя Степан Дмитриевич — (псевдоним — по самоназванию одной из этнических групп мордвы; настоящая фамилия Нефёдов) (1876—1959), скульптор. В 1906—14 и 1925—50 работал за рубежом; с 1950 в Москве. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭРЬЗЯ СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ — (Эрзя, псевд. от назв. этногр. гр. мордвы; наст. фам. Нефёдов) (27.10 (08.11).1876, Баево, Алатырский у., Симбирская губ. 24.11.1959, Москва), скульп. Род. в крест. семье. В 1902 1906 учился в Моск. уч ще живописи, ваяния и зодчества у… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Эрьзя, Степан Дмитриевич — (Нефедов). Род. 1876, ум. 1959. Скульптор, "русский Роден". С 14 лет расписывал храмы с артелями богомазов. В 1901 06 гг. учился сначала в вечерних рисовальных классах Строгановского училища, затем в Московском училище живописи, ваяния… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Эрьзя Степан Дмитриевич — (наст. фам. Нефедов; 1876–1959) – рос. скульптор. В 1906 14 и 1925 50 работал за рубежом. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре материала (редкие породы дерева) портреты, монументальные и станковые композиции («Л. Толстой», 1930; «Мужик» …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Эрьзя, Степан — Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия Нефёдов; 27 октября (8 ноября) 1876(18761108), село Баево, Алатырский уезд Симбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия  24 ноября 1959, Москва)  российский и советский художник,… …   Википедия

  • Эрьзя (Нефедов), Степан Дмитриевич — (27.10(08. 11). 1876, с.Баево Алатырского у. Симбирской губ. 24. 11.1959, Саранск)    скульптор. Род. в крест. семье. В 1902 06 учился в Моск. уч ще живописи, ваяния и зодчества. 1906 14 провел в Италии и Франции, 1914 18 в Моск. В 1918 20… …   Уральская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Эрьзя Степан Дмитриевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»