Висконти Лукино

Висконти Лукино
Виско́нти Лукино
(1906—1976), итальянский режиссёр. Один из основоположников неореализма. Участник Движения Сопротивления. Фильмы: «Земля дрожит» (1948), «Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960). Важнейшая для Висконти тема — конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности — развита в изощрённых по пластическому мастерству фильмах, посвящённых проблемам художника и культуры, человека и его времени: «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1972), «Семейный портрет в интерьере» (1974), «Невинный» (1976) и др. Спектакли в драматическом и оперном театрах.
* * *
ВИСКОНТИ Лукино
ВИСКО́НТИ Лукино (полностью Лукино Висконти ди Модроне, Luchino Visconti di Modrone) (2 ноября 1906, Милан — 17 марта 1976, Рим), итальянский режиссер театра и кино, один из основоположников неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ).
Потомок аристократического рода Висконти (см. ВИСКОНТИ (знатный итальянский род)), Лукино начал работать в кино во Франции ассистентом Жана Ренуара (см. РЕНУАР Жан) на съемках фильма «Загородная прогулка» в 1936. В Италии Висконти входил в группу антифашистски настроенных кинокритиков, выступал в журналах демократического направления («Бьянко и неро»). В 1940 он принял участие в съемках фильма «Тоска», начатых Ренуаром и законченных (в связи с войной) итальянским режиссером К. Кохом.
Свой первый самостоятельный фильм «Одержимость» по роману Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» Висконти поставил в 1942. Этот фильм считается предвестником неореализма. Он резко выделялся на фоне парадного муссолиниевского кинематографа, жестким, неприкрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом и накалом страстей. В годы Второй мировой войны Висконти участвовал в движении Сопротивления, был арестован гестаповцами и чудом избежал расстрела.
Его эстетические взгляды окончательно сформировались в кружке передовых итальянских кинематографистов и литераторов, группировавшихся вокруг журнала «Чинема». В 1945 Висконти участвовал в съемках документального фильма «Дни славы». Близок к документальному жанру фильм «Земля дрожит», который Висконти снял в 1948 в сицилийском рыбачьем селении Ачи-Трецца с участием непрофессиональных актеров, говорящих на местном диалекте. Режиссер снимал этот фильм в подлинных интерьерах и на натуре, использовал импровизированные диалоги, наблюдения за повседневной жизнью рыбаков. Фильм проявил высокую и изощренную пластическую культуру Висконти, по праву считается одной из вершин неореалистического кино.
В рамках неореализма Висконти снял комедию «Самая красивая» (1951) и короткометражную новеллу в фильме «Мы, женщины» в которых играла Анна Маньяни (см. МАНЬЯНИ Анна). Эти работы полны зарисовками послевоенного быта римских улиц, психологическими этюдами из жизни городского среднего класса. Но уже в них режиссер пытается найти выход из круга самоповторов, которыми начали грешить неореалисты. В 1954 Висконти снял фильм «Чувство» (по К. Бойто), где проявилась важная для его творчества тема противоречия между эгоизмом страсти и нормами общественной морали. Экранизируя в 1957 повесть Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) «Белые ночи», Висконти перенес действие в современный ему Ливорно и насытил ткань фильма лиризмом, вольной игрой фантазии, театрализацией.
В театре Висконти начал активно работать с 1945. Он успешно выступал в качестве режиссера драматических и музыкальных спектаклей. К числу наиболее значительных относятся его постановки спектаклей «Смерть коммивояжера» (1950, Артура Миллера (см. МИЛЛЕР Артур)), «Три сестры» (1952, А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович)), «Дядя Ваня» (1956, А. П. Чехова), «Вид с моста» (1958, А. Миллера), пьес У. Шекспира, Ж. Кокто, Ж. Ануя, Т. Уильямса. В музыкальных театрах Висконти ставил «Травиату» и «Трубадура» Джузеппе Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) , оперы Г. Доницетти, Р. Штрауса.
Тенденция к синтезу музыкального и драматического начал прослеживается во многих кинолентах режиссера. Музыка у Висконти не только сопровождает и иллюстрирует действие, а организует и задает ритм и настроение как отдельных эпизодов, так и композицию целых фильмов. В своих пристрастиях режиссер предпочитал возвышенный строй музыкальной классики. Обширные цитаты из Дж. Верди и Антона Брукнера (см. БРУКНЕР Антон) он вставил в «Чувство», прелюдию для фортепиано Снзара Франка (см. ФРАНК Сезар) — в «Туманные звезды Большой Медведицы», адажиетто из Пятой симфонии Густава Малера (см. МАЛЕР Густав) — в «Смерть в Венеции», а в «Леопарде» звучит неизданный и малоизвестный вальс Дж. Верди. А основой для сложного кинематографического искусства Висконти служит литература, ведь большинство его фильмов — экранизации классической прозы 19—20 веков.
В 1960 режиссер вернулся к привычной для итальянских неореалистов теме жизни современного города в фильме «Рокко и его братья». Здесь он поднял острую для Италии социальную проблему адаптации выходцев из нищего юга страны в промышленных центрах севера страны. В форме многопланового семейного романа Висконти проследил распад патриархального крестьянского рода Паронди. На судьбе братьев Рокко, Симоне, Винченцо, Чиро, Луки показана жизнь простых итальянцев эпохи экономического чуда. Значительная доля в успехе этого фильма принадлежит актерам Анни Жирардо (см. ЖИРАРДО Анни) (Надя), Алену Делону (см. ДЕЛОН Ален) (Рокко) и Ренато Сальваторе (Симоне), сыгравшим здесь одни из лучших своих ролей за всю кинокарьеру.
Форму семейного эпоса, как и мотивы распада, краха Висконти использует в своих дальнейших лентах. В 1962 он поставил фильм «Леопард» (1962, по роману Джованни Томази ди Лампедузы (см. ТОМАЗИ ДИ ЛАМПЕДУЗА Джузеппе), главная премия Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1963) — романтическую фреску из эпохи Рисорджименто (см. РИСОРДЖИМЕНТО), которая повествует об упадке сицилийского поместья, выходе буржуазии на историческую сцену. Еще один вариант гибели семейного рода дан в фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз Венецианского кинофестиваля (см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)), полном символики и мифологической реминисценсии. В 1967 Висконти экранизировал роман Альбера Камю (см. КАМЮ Альбер) «Посторонний».
Следующий фильм «Гибель богов» (1969) повествовал о семье немецких промышленников, о нравственном одичании верхушки общества, приходе к власти фашистов. Центральным эпизодом фильма стала «ночь длинных ножей» 20 июня 1934, когда по приказу Гитлера были уничтожены главари штурмовых отрядов (см. СА) (СА). Эта сцена считается одной из самых сильных антифашистских страниц мирового кино.
В 1960-х годах Висконти работал и в жанре короткометражного кино. В 1961 он снял эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана (см. МОПАССАН Ги де) «На постели» для фильма «Боккаччо-70», а в 1966 — новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для фильма «Колдунья». Картины, снятые Висконти в 1970-е годы, отличает внутренняя общность проблематики, единство стиля. Трагедия индивидуализма становится основной темой этих фильмов.
Пышный, величавый и болезненный декаданс становится эмоциональным фоном для гибели одинокого героя, пытающегося спастись от грубого и пошлого мира в поклонении идеальной красоте. Композитор Г. Ашенбах стал главным героем фильма «Смерть в Венеции» (1971, по Т. Манну). В одиночество и безумие погружается баварский король-покровитель искусств Людвиг II Виттельсбах (см. ВИТТЕЛЬСБАХИ) , судьбе которого посвящен фильм «Людвиг» (1971).
Поисками выхода из тупика одиночества выделяется лента «Семейный портрет в интерьере» (1974), где позиции высокомерного невмешательства в людские страсти выдвигается альтернатива сочувствия к тревогам ближнего, осознания ответственности за страдания мира. В последнем фильме режиссера «Невинный» (1976), вышедшем уже после смерти режиссера, он осуждает аморализм, культ вседозволенности, с лирическим волнением говорит о вечных ценностях любви, материнства, самоотверженности. В целом творчество Висконти отличается масштабностью тем, социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой связью с традициями итальянской и мировой литературы.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Висконти Лукино" в других словарях:

  • ВИСКОНТИ Лукино — (Visconti) (2 ноября 1906 17 марта 1976), итальянский кинорежиссер. Потомок знатного герцог рода Ломбардии Висконти ди Модроне, воспитывался в семье, богатой национальными и европейскими культурными традициями. С детства испытывал глубокое… …   Энциклопедия кино

  • ВИСКОНТИ Лукино — (1906 1976) итальянский режиссер. Один из основоположников неореализма. Участник Движения Сопротивления. Фильмы: Земля дрожит (1948), Самая красивая (1951), Рокко и его братья (1960). Важнейшая для Висконти тема конфликт между анархическим… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Висконти Лукино — Лукино Висконти Luchino Visconti Лукино Висконти Имя при рождении: Висконти ди Модроне Дата рождения: 2 ноября 1906 …   Википедия

  • Висконти Лукино — Висконти (Visconti) Лукино (р. 2.11. 1906, Милан), итальянский режиссёр театра и кино, сценарист. Родился в аристократической семье. Работать в кино начал в 1936. Входил в группу антифашистски настроенных молодых кинокритиков, выступал в… …   Большая советская энциклопедия

  • Висконти, Лукино — У этого термина существуют и другие значения, см. Висконти (значения). Лукино Висконти Luchino Visconti …   Википедия

  • ВИСКОНТИ Лукино — (Visconti), настоящая фамилия Висконти ди Модроне (Visconti di Modrone) (2.11.1906—17.3.1976), итальянский режиссёр. Кинематографическую деятельность начал в 1936 во Франции как ассистент Ж. Ренуара в фильме «Загородная прогулка». В 1940… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Висконти (значения) — Висконти  фамилия. Известные носители: Висконти  династия миланских герцогов. Висконти, Бьянка Мария (1425 1468)  жена миланского герцога Франческо Сфорца. Висконти, Давид Иванович (1772 1838) русский архитектор, брат Висконти П. И …   Википедия

  • Лукино Висконти (правитель Милана) — Лукино Висконти Luchino Visconti …   Википедия

  • Лукино Висконти — Luchino Visconti Лукино Висконти Имя при рождении: Висконти ди Модроне Дата рождения: 2 ноября 1906 …   Википедия

  • Висконти Л. — Лукино Висконти Luchino Visconti Лукино Висконти Имя при рождении: Висконти ди Модроне Дата рождения: 2 ноября 1906 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»