Веснины

Веснины
Веснины́
архитекторы, братья: Леонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882—1950), академик АН СССР (1943), Александр Александрович (1883—1959). С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы — Днепрогэс (1927—32), Дворец культуры автозавода им. Лихачёва в Москве (1-я очередь в 1930—34).
* * *
ВЕСНИНЫ
ВЕСНИНЫ́, российские архитекторы, братья:
1) Леонид Александрович (1880—1933).
2) Виктор Александрович (1882—1950), академик АН СССР (1943).
3) Александр Александрович (1883—1959).
С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы — Днепрогэс (1927—1932), Дворец культуры автозавода им. Лихачева в Москве (1-я очередь в 1930—1934).
* * *
ВЕСНИНЫ́, российские архитекторы, братья, постоянно работавшие в творческом содружестве. Вместе прошли путь от дореволюционной к советской неоклассике — через яркий этап авангарда 1920-х годов. Выходцы из купеческой семьи, жили преимущественно в Москве.
Леонид Александрович Веснин [28 ноября (10 декабря) 1880, Нижний Новгород — 8 октября 1933, Москва], учился в Академии художеств у Л. Н. Бенуа (см. БЕНУА Леонтий Николаевич). Виктор Александрович Веснин [28 марта (9 апреля) 1882, Юрьевец, Ивановская область — 17 cентября 1950, Москва], учился в Институте гражданских инженеров (1901—1912). Был председателем Оргбюро Союза архитекторов СССР (1932—1939), первым президентом Академии архитектуры СССР (1939—1949), действительным членом АН СССР (с 1943). Александр Александрович Веснин [16 (28) мая 1883, Юрьевец — 7 ноября 1959, Москва], учился там же (1901—1912), а также в художественных студиях К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович), Я. Ф. Ционглинского (1907—1911) и В. Е. Татлина (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович) (1912—1913).
Ранний период. Модерн, неоклассика и рационализм
Стиль модерн (см. МОДЕРН) , а также неоклассика (наиболее значительный пример — дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913, где А. Веснин исполнил и декоративную живопись) дореволюционных работ братьев эволюционировали в сторону раннего рационализма (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в архитектуре)) (банк Юнгера на Кузнецком мосту в Москве, 1913). Рационалистическая линия укрепилась в их творчестве и за счет того, что, начиная с 1914, Виктор Веснин проектировал промышленные сооружения, а Леонид Веснин, помимо промышленного зодчества, активно занимался и соответствующим градостроительством (создал проект Шатурской ГРЭС и рабочего поселка при ней, 1918—1925; реализован лишь частично).
Сценография
Функционально-индустриальное начало, однако, нередко соединялось с тонкой иронией, ощущением мира как театра; в этом плане особенно важна была роль Александра Веснина. Пройдя период беспредметного, близкого супрематизму (см. СУПРЕМАТИЗМ) искусства, он сотрудничал с Камерным и Малым театрами, а также с театром В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) . Им были созданы новаторские, этапные для сценографии 20 в. работы, соединившие гибкую органическую ритмику модерна с мотивами тотально-механического «нового мира», что явилось ироническим преображением принципов конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) (наиболее характерный и известный пример — оформление спектакля «Человек, который был Четвергом» по Г. К. Честертону в Камерном театре, 1923).
Конструктивизм
Целый ряд проектов (здание «Ленинградской правды» и дом общества «Аркос», оба — 1924) и реализованных построек братьев Весниных в Москве (Дом общества политкаторжан, ныне Театр-студия киноактера, 1931—1934) вошли в золотой фонд конструктивизма (Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар) назвал даже Александра Веснина «основоположником» последнего). Стремление выразить в облике здания его «производственный характер», то есть его функцию в целом, претворялось у них в изящной легкости, даже игривости композиций, динамике эффектно сменяющих друг друга зрительных ракурсов.
С наибольшей полнотой эти принципы были воплощены в здании Дворца культуры ЗИЛа (1930—1934). Здание доминирует в окружающем городском пейзаже как светлый «корабль будущего», однако данное строительство отразило и вопиющий антиисторизм тогдашней официальной культуры (поскольку новый комплекс демонстративно возвели на территории ценнейшего памятника старомосковского барокко (см. БАРОККО), Симонова монастыря 17 в., который в результате был большей частью разрушен).
Неоклассицизм
В последующий период братья Веснины, сохраняя четкую функциональность общей композиции и плана, вновь обращаются к неоклассике, придавая ей теперь особый монументальный размах. Исполинский комплекс Днепрогэса (1927—1932) исполнен впечатляюшего величия. Возведенный же при ГЭС новый район Запорожья (1928—1930) воплотил в себе авангардные тенденции городской планировки — с открытыми кварталами, «комплексами зданий, поставленных на зеленую площадь» (а не замкнутых, как прежде, по периметру улиц). С 1934 Виктор Веснин работает главным архитектором Наркомтяжпрома, сосредоточив в своих руках управление всей промышленной архитектурой СССР, равно как — и даже в значительной степени — и строительство новых городов. Братья, казалось бы, обретают оптимальные условия для проектно-строительной деятельности, — если бы не суровая реальность сталинской индустриализации, которая нивелирует и сводит на нет гуманистическое содержание самых смелых архитектурных идей. Наиболее честолюбивые из поздних замыслов Весниных (проекты Дома Наркомтяжпрома на Красной площади, 1934, и второго Дома Совнаркома в Зарядье (см. ЗАРЯДЬЕ) , 1940; оба не осуществлены) страдают гигантизмом, игнорирующим традиции московского зодчества.
Искусство братьев Весниных оказало большое воздействие на развитие отечественного зодчества еще и потому, что оба младших были высокоодаренными педагогами (они преподавали во ВХУТЕМАСе (см. ВХУТЕМАС)-ВХУТЕИНе (см. ВХУТЕИН) и Московском архитектурном институте).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Веснины" в других словарях:

  • Веснины — архитекторы, братья 1) Леон. Ал др. (1880 1933) чл. ОСА Объединения совр. архитекторов (1925); учился в Петерб. АХ у Л. Н. Бенуа. Проф. Моск. высшего технич. уч ща (1923 31) и Моск. архит. ин та (1932 33); 2) Вик. Ал др. (1882 1950) д. чл. АН… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Веснины —         советские архитекторы, братья, работавшие в творческом содружестве, Леонид Александрович Веснин (1880 1933). Учился в петербургской АХ (1901 09) у А. Н. Бенуа. Профессор Московского высшего технического училища (1923 31) и МАРХИ (1932 33) …   Художественная энциклопедия

  • ВЕСНИНЫ — российские архитекторы, братья: 1) Леонид Александрович (1880 1933).2) Виктор Александрович (1882 1950), академик АН СССР (1943).3) Александр Александрович (1883 1959).С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма в отечественной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Веснины — А.А., В.А., Л.А. Дворец культуры ЗИЛ в Москве. 1930 34. ВЕСНИНЫ, российские архитекторы, братья: Леонид Александрович (1880 1933), Виктор Александрович (1882 1950), Александр Александрович (1883 1959) представители конструктивизма. Создавали… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕСНИНЫ — ВЕСНИНЫ, архитекторы, братья. Леонид Александрович (1880 1933), профессор МВТУ (1923 31) и Московского архитектурного института (с 1932). Виктор Александрович (1882 1950), академик АН СССР (1943), профессор МВТУ (1929 1931). Александр… …   Русская история

  • Веснины — русский дворянский род, восходящий к самому началу XVII в. и владевший поместьями в Смоленском уезде. Петр Никитич Веснин в 1642 г. был выборным на соборе от Смоленска и воеводой в Сольвычегодске (1652 1654). Племянник его, Адриан Иванович,… …   Биографический словарь

  • Веснины — ВЕСНИНЫ́, архитекторы, братья. Леонид Александрович (1880–1933), проф. МВТУ (1923–31) и Моск. архит. ин та (с 1932). Виктор Александрович (1882–1950), акад. АН СССР (1943), проф. МВТУ (1929–31). Александр Александрович… …   Биографический словарь

  • Веснины —         советские архитекторы, братья, работавшие в творческом содружестве. Леонид Александрович В. [28.11(10.12).1880, Нижний Новгород, 8.10.1933, Москва], учился в петербургской АХ (1901 09) у Л. Н. Бенуа. Профессор Московского высшего… …   Большая советская энциклопедия

  • Веснины — архитекторы, братья, работавшие в тесном содружестве. Основатели Объединения современных архитекторов (ОСА) (1925). Леонид Александрович (1880, Нижний Новгород  1933, Москва). Учился в петербургской Академии художеств (1901 09) у Л.Н. Бенуа.… …   Москва (энциклопедия)

  • Веснины —    братья, арх. Работали в творческом сотрудничестве. Многие их проекты стали вехами в развитии отечественной архитектуры. В 1910 х активно выступали в новых направлениях архитектуры (проектирование пром. сооружений, разработка новых типов жилья… …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»