Веронезе Паоло

Веронезе Паоло
Вероне́зе Паоло
(Veronese), настоящая фамилия Кальяри (Caliari) (1528—1588), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель венецианской школы. Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита (фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, около 1561, «Брак в Кане», 1563).
* * *
ВЕРОНЕЗЕ Паоло
ВЕРОНЕ́ЗЕ Паоло (Veronese; наст. имя Паоло Кальяри, Caliari) (1528, Верона — 9 апреля 1588, Венеция), итальянский живописец, один из крупнейших представителей позднего итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).
Семья Паоло Кальяри происходила из Ломбардии, но перебралась в Верону, где дед и отец будущего художника, каменотесы, работали на строительстве городских стен. Паоло был отдан в обучение к архитектору Микеле Сан Микеле, у которого получил навыки обработки камня, в рисовании, но архитектором он не стал. Вскоре он перешел к живописцу Антонио Бадиле, под руководством которого делал рисунки с гравюр Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт), а в конце 1540-х годов, как сообщают биографы, начал работать самостоятельно. Его призванием стала монументальная живопись, позволявшая ему проявить фантазию, мастерство композиционных замыслов, великолепный дар колориста. Он начал, согласно сохранившимся сведениям, с росписей загородных вилл патрициев области Венето и фасадов домов (последние, к сожалению, не сохранились).
Одной из самых ранних работ Паоло, получившего прозвище Веронезе («Веронец»), были в нач. 1550-х годах росписи виллы Соранца около Кастельфранко, выстроенной Микеле Сан Микеле в 1551. Они известны по описаниям М. Ридольфи, так сохранились лишь их фрагменты. Аллегорическая композиция «Время и Слава» — одна из них. Могучий старец Хронос из-за облака наблюдает над трубящей Славой, легкая фигурка которой парит в небесном пространстве. Фреска исполнена в светлой яркой колористической гамме. Светло-серые, лиловые, розовые, зеленые цвета — станут излюбленными цветами в палитре Паоло Веронезе. Сам тип росписи с аллегориями светского содержания, с мифологическими сценами, по-видимому, отвечал росписи загородной виллы, прославляющей род хозяев дома, красоту природы.
В 1553 Паоло Веронезе был приглашен в Венецию для участия в росписи Дворца дожей. По программе, составленной венецианским гуманистом Даниэле Барбаро, здесь предполагалось осуществить роспись трех плафонов на тему популярную в эпоху Возрождения, развивающую миф о политическом и экономическом могуществе славной Республики Св. Марка, Паоло Веронезе исполнил три композиции на полотнах, заключенных в рамы, окружив их аллегорическими композициями в овалах (по две фигуры в каждом). В центральной части плафона он написал фигуры Венеции и Юпитера, изгоняющего пороки. В образе главного божества Олимпа он прославил деятельность дожа и Совета десяти — верховного органа Республики.
Период 1553—55 художник провел в Вероне, но получив в 1555 заказ на роспись церкви св. Себастьяна в Венеции, вновь покинул родной город. Как и во дворце Дожей, три картины исполнены на холстах и вставлены в рамы. Исполненные в светлой колористической гамме сцены из истории Эсфири («Триумф Мардохея», «Эсфирь, направляющаяся к царю Ассуру») придали интерьеру праздничность, сюжет из легендарной истории передан с большой фантазией, красочно и повествовательно. Пластически выразительные фигуры персонажей написаны в экспрессивных движениях, а в композиционном решении сцен — ощутима свобода и размах. Эта работа принесла большой успех молодому художнику и, как свидетельствуют современники, была высоко оценена Тицианом (см. ТИЦИАН).
В конце 1550-х годов Веронезе создает и станковые картины, обращается к написанию портретов («Граф де Порто с сыном Адриано». Флоренция, частное собрание), привнося в него элементы жанровости. Станковое полотно «Христос в Эммаусе» (конец 1550-х годов, Лувр) — одно из первых изображений «трапез господних», которые будет часто изображать художник. Легенда о Христе и двух его учениках, узнавших в путнике воскресшего учителя, интерпретируется как изображение трапезы простой венецианской семьи или сцены в трактире, в скромном интерьере. Вокруг персонажей Священного писания размещены изображения простых людей, среди которых есть и портреты заказчиков, хозяина трактира. Удлиненный формат картины позволяет вместить много фигур, создать развернутое повествование о легендарном событии.
Продолжив изображение «трапез господних», Веронезе создает большое полотно «Брак в Кане» (1562, Лувр) для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Сто тридцать восемь фигур изобразил художник в этой картине, размером 6,6х9,9 метра, исполнив ее за пятнадцать месяцев. На фоне балюстрады дворца с коринфскими колоннами развертывается сцена пира со столами, уставленными символами таинства Евхаристии — агнца на блюде, хлебов, чаш вина. Образ Христа и сцена его триумфа в этом «пире» призваны, возможно, символизировать власть дожа, а сама переданная художником полная праздничного великолепия сцена чуда Христа напоминает театрализованные общественные трапезы, происходившие на площадях и улицах Венеции, в скуолах, по случаю приемов дожа, которые имели свой разработанный ритуал. В персонажах легендарной истории, слугах, гостях, музыкантах узнаваемы лица современников художника. В дальнейшем Веронезе будет вновь обращаться к написанию сцен общественных «пиров», в которых, возможно, нашла отражение идея объединения венецианского общества в 1560—70-е годы как основы мифа о Венеции — идеальном государстве, поддерживаемая главным сановником Республики — дожем и патрициатом.
Среди монументальных работ 1560-х годов одной из самых значительных явилась роспись виллы в Мазер, заказанной братьями А. и Д. Барбаро. Выстроенная Палладио у подножия Азоланских холмов, вилла была окружена великолепным парком, украшенным скульптурой А. Виттория. Веронезе украсил росписями купол и своды центрального зала — Зала Олимпа и прилегающих к нему помещений (плафоны и стены сплошь покрыты фресками). Автором программы был Даниэле Барбаро, знаток древних авторов, комментатор Витрувия. Веронезе изобразил в плафоне центрального зала Юпитера, Венеру, Марса, Диану, Меркурия, а по углам фигуры Огня, Земли, Воды и Воздуха, в люнетах (см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) — группы аллегорических фигур, олицетворяющих времена года. На стенах комнат с большой фантазией представлены жанровые сценки — хозяйка дома со служанкой на балконе, служанка, заглядывающая в дверь; с большим мастерством написаны и пейзажи в архитектурных обрамлениях, мотивы которых (сама вилла, аллеи парка, сад) заимствованы с натуры. Колорит росписей пейзажей художник стремился соотнести с пленэрными наблюдениями различных времен года. Весь ансамбль росписей создает радостное настроение, тонко гармонируя с архитектурой Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа), пейзажным окружением.
Во второй пол. 1560 — нач. 1570-х годов Веронезе был создан ряд станковых произведений: «Семейство Дария у ног Александра» (ок. 1570, Лондон, Национальная галерея), цикл полотен для семейства Куччина («Семейство Куччина перед Мадонной», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов», все 1571—1573, Дрезден, Картинная галерея), полотно «Христос и Сотник» (1570-е годы, Мадрид, Прадо). Его внимание привлекает постановка проблем нравственно-этического содержания, но сюжеты трактованы без драматизма, с большой достоверностью и с тонким чувством передачи естественного движения и эмоций персонажей, венецианской красочностью в передаче костюмов и архитектурного обрамления сцен.
Значительными работами 1570-х годов явились полотна «Пир в доме Ливия» (1573, Венеция, Галереи Академии) и «Битва при Лепанто» (1571, там же). Первое развивало тему «трапез господних» и называлось сначала «Тайная вечеря». Но из-за доноса Веронезе был вынужден оправдываться перед инквизицией за вольную трактовку сюжета из Священного писания и полотно получило новое название. В сцене битвы художник представил эпизод из событий Кипрской войны 1570—1571, изобразив внизу сражение турецких и венецианских галер, а вверху — поклонение Мадонне жителей Венеции и олицетворения города в знак благодарности за помощь в победе венецианскому флоту.
Образ прекрасной светловолосой венецианки, олицетворяющей царицу Адриатики — Венецию, Веронезе ввел и в роспись «Триумф Венеции» во дворце дожей (1585). Ее венчает Победа, а перед изображенной иллюзорной балюстрадой толпятся горожане, принимающие участие в этом величественном спектакле, призванном прославить могущество Республики Св. Марка. В этой поздней работе во всю силу вновь прозвучал великолепный колористический дар художника, раскрылся его выдающийся талант декоратора, умение наделить аллегорическую сцену тонкой поэтичностью. Искусство Паоло Веронезе оказало значительное влияние на мастеров 18 столетия. К его наследию проявляли большой интерес венецианские «виртуозы» (С. Риччи (см. РИЧЧИ Себастьяно), Дж. Б. Питтони, Дж. А. Пеллегрини и др.), Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), а также другие мастера, работавшие в так называемой неоверонезовской манере. Они пытались передать в его манере нежное окутывающее фигуры сфумато (см. СФУМАТО), сильные потоки золотящего предметы света, архитектурные фоны, наделить поэтичностью изображение мифологических и аллегорических сцен. Искусство Веронезе вызывало интерес и мастеров 19 столетия, осваивавших законы подлинно пленэрной живописи (В. Суриков (см. СУРИКОВ Василий Иванович), В. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич)).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Веронезе Паоло" в других словарях:

  • Веронезе Паоло — Паоло Веронезе Имя при рождении: Паоло Кальяри Дата рождения: 1528 Место рождения: Верона Дата смерти: 1588 Место смерти: Венеция Национальность: итальянец …   Википедия

  • Веронезе, Паоло — Паоло Веронезе Имя при рождении: Паоло Кальяри Дата рождения: 1528 Место рождения: Верона Дата смерти: 1588 Место смерти: Венеция Национальность: итальянец …   Википедия

  • Веронезе Паоло —         (Veronese; собственно Кальяри, Caliari) (1528 1588), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Представитель венецианской школы. Монументально декоративной живописи Веронезе ( Триумф Венеции , 1578 85, во Дворце дожей; Триумф… …   Художественная энциклопедия

  • Веронезе, Паоло — Паоло Веронезе. Нахождение младенца Моисея . ВЕРОНЕЗЕ (Veronese) (настоящее имя Кальяри) Паоло (1528 88), живописец венецианской школы. Праздничные, светские по духу росписи, картины, панно (“Брак в Кане”, 1563), органично связанные с… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Веронезе Паоло — Веронезе (Veronese; собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, ‒ 19.4.1588, Венеция), венецианский живописец Позднего Возрождения. Учился у веронского художника А. Бадиле. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне,… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЕРОНЕЗЕ Паоло — (Veronese, Paolo) (1528 1588), итальянский художник, представитель венецианской школы; родился в 1528 в Вероне. Настоящее имя Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari). Он был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио …   Энциклопедия Кольера

  • Веронезе Паоло — (наст. имя Кальяри; 1525/28 1588) – итал. живописец эпохи Позднего Возрождения. Предст. венецианской школы. Автор монумент. – декор. живописи «Триумф Венеции» (1578 85) во дворце дожей; «Триумф Мардохея» (1556) в ц. Сан Себастьяно, Венеция, и др …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Веронезе — Паоло Веронезе Имя при рождении: Паоло Кальяри Дата рождения: 1528 Место рождения: Верона Дата смерти: 1588 Место смерти: Венеция Национальность: итальянец …   Википедия

  • Веронезе П. — Паоло Веронезе Имя при рождении: Паоло Кальяри Дата рождения: 1528 Место рождения: Верона Дата смерти: 1588 Место смерти: Венеция Национальность: итальянец …   Википедия

  • ВЕРОНЕЗЕ — Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон) Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон) [итал. Veronese] (наст. фам. Кальяри [Caliari]) Паоло (1528, Верона 19.04.1588, Венеция), итал. худож.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»