Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич
Вереща́гин Василий Васильевич
(1842—1904), российский живописец. Был близок к передвижникам. В батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871—74), на Балканах (конец 1870-х — начало 80-х гг.), Отечественной войны 1812 (1887—1904) с глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны. Погиб во время русско-японской войны 1904—05 при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.
* * *
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич
ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич (1842—1904), русский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871—74), Отечественной войны 1812 (1887—1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.
* * *
ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец — 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань], русский художник. Крупнейший мастер батального жанра (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР) в русской живописи 19 в.
Годы учения
Выходец из семьи помещика, в 1850—60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858—59 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК), участвуя в их экспозициях.
Путешествия
Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867—68, 1869—70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874—76, 1882). В 1877—78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888—89 (а также 1902) США, в 1901 — Филиппины, в 1902 — Кубу, в 1903 — Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.
«Туркестанская серия»
Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изоискусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических «триумфов победителей» к натуралистически откровенным образам трагической «изнанки войны». Так, знаменитая «туркестанская серия» Верещагина (1869—73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, «варварство» и «садистическую жестокость» противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870—71, Третьяковская галерея), — с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, — снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
«Индийская» и «балканская» серии
Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878—80 пишется «балканская серия», посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878—79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
«Наполеон в России»
Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899—1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода «исторической оперы». В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы (см. ГОЛГОФА)).
Общественный резонанс
В 1870—90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) и писатель В. М. Гаршин (см. ГАРШИН Всеволод Михайлович) . Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).
Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск».
В Череповце существует дом-музей Верещагина.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Верещагин Василий Васильевич" в других словарях:

  • Верещагин Василий Васильевич — Василий Васильевич Верещагин русский живописец баталист и литератор Дата рождения: 26 октября 1842 Место рождения …   Википедия

  • Верещагин, Василий Васильевич — русский живописец; родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — (1842 1904) российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871 74), Отечественной войны 1812 (1887 1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Верещагин Василий Васильевич —         (1842 1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860 63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864 65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в… …   Художественная энциклопедия

  • Верещагин Василий Васильевич — (1842 1904), рус. художник. В историю иск ва вошел как баталист и автор картин из жизни Востока. В 1862 выполнил две илл. к «Княжне Мери» и «Демону» для альбома «Сев. сияние», состоящего из историч. очерков и лит. критич. статей, а также гравюр,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Верещагин Василий Васильевич — см. в статье Верещагин (фамилия трех русских живописцев) …   Биографический словарь

  • Верещагин Василий Васильевич — [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, ‒ 31.3(13.4).1904, Порт Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец баталист. Учился в петербургской АХ (1860‒63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а… …   Большая советская энциклопедия

  • Верещагин, Василий Васильевич — Не следует путать с Василием Петровичем Верещагиным  историческим живописцем и портретистом. Василий Васильевич Верещагин …   Википедия

  • Верещагин, Василий Васильевич — В.В. Верещагин. Двери Тамерлана . 1872 73. Третьяковская галерея. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842 1904), российский живописец. В документально точных батальных картинах показал жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного труда (серии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — Василий Васильевич (14.10.1842, г. Череповец Новгородской губ. 31.03.1904, близ Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай)), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник. Автор исторических батальных картин, этнографических серий,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»