Вахтангов Евгений Багратионович это:

Вахтангов Евгений Багратионович
Вахта́нгов Евгений Багратионович
(1883—1922), режиссёр, актёр, педагог; основатель (1913) и руководитель Студенческой драматической студии (с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Вахтангова). В актёрской и режиссёрской деятельности исходил из творчески воспринятых положений системы К. С. Станиславского. Провозгласил программу «фантастического реализма», создающего особую театральную реальность, стремился раскрыть внутренний смысл драматического произведения средствами гротеска: «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка (1916; 2-я редакция, 1921), «Эрик XIV» Ю. А. Стриндберга (1921) и др. Экспрессионистическая постановка мистической пьесы С. Ан-ского «Гадибук» (Студия «Габима», Москва) и праздничная «Принцесса Турандот» К. Гоцци (3-я Студия МХТ) — обе 1922. Роли: Текльтон («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу), Фрезер («Потоп» Ю. Х. Бергера).
* * *
ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович
ВАХТА́НГОВ Евгений Багратионович [1 (13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва], российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра им. Вахтангова.
Ранний период
Вахтангов вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903—1909 учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 организовал драматический кружок студентов университета. В 1909—1911 — ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали В. В. Лужский, В. И. Качалов (см. КАЧАЛОВ Василий Иванович) и Л. А. Сулержицкий (см. СУЛЕРЖИЦКИЙ Леопольд Антонович), оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова. По окончании школы зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 — МХАТ 2-й). Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства — нравственное совершенствование общества, студия — община единомышленников, актерская игра — правда переживаний, спектакль — проповедь добра и красоты. Как режиссер Вахтангов предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера, 1915). В «Росмерсхольме» Г. Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы (серые сукна, контрастное световое решение, минимум аксессуаров) и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля: дерзкий прорыв к свободе, пусть даже ценой смерти. В «Чуде Святого Антония» М. Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» — по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 — Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 — 3-я студия МХТ; с 1926 — Театр им. Евг. Вахтангова).
Создание нового театра
Вместе с послеоктябрьскими спектаклями В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) постановки Вахтангова в 1919—1922 заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, он пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются важные положения теории и педагогики. Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы МХТ, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности. Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) Вахтангов прозрел «пир во время чумы», паноптикум мещанства, затхлую провинциальную одурь. В «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова (см. ЧЕХОВ Михаил Александрович)) полон добра и благородства. Каждая из постановок 1921—1922 с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви «Гадибуке» С. Ан-ского (студия «Габима»). Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века.
«Принцесса Турандот»
Свойственное натуре и творчеству Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера — «Принцессе Турандот» по К. Гоцци (1922). Спектакль был задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы одновременно играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ), разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, персонажей сказки. Спектакль строился и репетировался импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, слуг просцениума, иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии при сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания. Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, он стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда Вахтангов был уже смертельно болен. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова — Б. В. Щукин (см. ЩУКИН Борис Васильевич), Р. Н. Симонов (см. СИМОНОВ Рубен Николаевич), Ц. Л. Мансурова (см. МАНСУРОВА Цецилия Львовна), Ю. А. Завадский (см. ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович) и др.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Вахтангов Евгений Багратионович" в других словарях:

  • Вахтангов, Евгений Багратионович — Евгений Вахтангов Եվգենի Վախթանգով Евгeний Вахтангов 1910 е годы Дата рождения: 1 (13) февраля 1883 …   Википедия

  • Вахтангов Евгений Багратионович — [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, ‒ 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала …   Большая советская энциклопедия

  • ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович — (13 февраля 1883, Владикавказ 29 мая 1922, Москва), российский актер. Учился на естественном и юридическом факультетах Московского униврситета, окончил Театральную школу А.И.Адашева (1909 1911, среди учителей Л.А.Сулержицкий, В.В.Лужский,… …   Энциклопедия кино

  • ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович — (1883 1922) российский режиссер, актер, педагог; основатель (1913) и руководитель Студенческой драматической студии (с 1921 3 я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Вахтангова). В актерской и режиссерской деятельности исходил из творчески воспринятых… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вахтангов Евгений Багратионович — (1883, Владикавказ — 1922, Москва), режиссёр, актёр, педагог. Учился на естественном, затем на юридическом факультете . В 1911 окончил театральную школу А.И. Адашева и был зачислен сотрудником в . Вахтангов становится помощником в разработке …   Москва (энциклопедия)

  • Вахтангов Евгений Багратионович — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 …   Википедия

  • ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович — Е. Б. Вахтангов. 1918 г …   Энциклопедия Кольера

  • ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович — (1883 1922) советский театральный режиссер и актер. В начале своего творческого пути (1911 12 гг.) В. был горячим сторонником и пропагандистом учения Станиславского, особенно разработанной им методологии актерского творчества, активным участником …   Эстетика: Словарь

  • Вахтангов, Евгений Багратионович — Род. 1 (13) февр. 1883, во Владикавказе, в семье армянского фабриканта, ум. 29 мая 1922, в Москве. Знаменитый режиссер, актер, основатель Театра им. Вахтангова, педагог. Выпускник школы драмы А. И. Адашева (1909 11). Работал в Московском… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вахтангов Евгений Багратионович — (1883 1922) актер, режиссер …   Словарь литературных типов

Книги

  • Вахтангов, Н. Зограф. Москва-Ленинград, 1939. Издательство "Искусство". Издательский переплет. Сохранность хорошая. Евгений Багратионович Вахтангов, режиссер-реформатор, создатель новоготеатрального направления,… Подробнее  Купить за 925 руб
  • На пути к Турандот, Вахтангов Е.Б.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Среди учеников и последователей К.С. Станиславского нет более преданного ученика, чем Евгений… Подробнее  Купить за 497 руб
  • На пути к Турандот, Вахтангов Евгений Багратионович. Среди учеников и последователей К.С.Станиславского нет более преданного ученика, чем Евгений Багратионович Вахтангов. Нет более таинственного и загадочного режиссера. Нет более верного,… Подробнее  Купить за 484 руб
Другие книги по запросу «Вахтангов Евгений Багратионович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»