Ватто Антуан это:

Ватто Антуан
Ватто́ Антуан
(Watteau) (1684—1721), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, так называемых галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний («Паломничество на остров Киферу», 1719—1718).
* * *
ВАТТО Антуан
ВАТТО́ Антуан (полн Жан Антуан Ватто, Watteau) (10 октября 1684, Валансьенн — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах — галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний.
Антуан Ватто родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей. Работал в живописной мастерской известного маршана Мариетта на мосту Нотр-Дам; около 1704—1705 стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло, писавшего также сценки из жизни актеров. С 1707—08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву. Благодаря Одрану, исполнявшему обязанности хранителя живописной коллекции Люксембургского дворца, Ватто познакомился с серией полотен Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), посвященных истории Марии Медичи, произведениями фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ.
Ранние картины
Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. 1710, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; «Рекруты, догоняющие полк», ок. 1709, Нант, Музей изящных искусств; «Военный роздых», ок. 1716, Эрмитаж) — обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира, художник, несомненно, ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), а обращается к искусству 17 века — крестьянским жанрам Луи Ленена (см. ЛЕНЕН), графике Калло (см. КАЛЛО Жак), фламандским мастерам.
В период 1712—19 гг. Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. В полотнах «Актеры французского театра» (ок. 1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716—19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр).
Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр; «Капризница», ок. 1718, Эрмитаж; «Меццетен», 1717—19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Герои этих сцен обижены и застенчивы, неловки, насмешливы, лукавы и кокетливы, часто печальны. Ироничная отчужденность, которая всегда сквозит в картинах Ватто придает им оттенок ирреального, фантастического и ускользающего миража. Изящество и виртуозная легкость письма, переливчатая гамма карминных, зеленых, сиреневых цветов, многообразие тональных оттенков вторят поэтической игре в чувства, которую воплощают эти образы-характеры. Персонажи Ватто далеки от реальности, словно разыгрывая пантомиму, они изображают безмятежную жизнь в совершенно особом мире на грани театра и реальности, мире, созданном воображением художника.
Паломничество на остров Киферу
Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717—18, Лувр, Париж; поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин). Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии.
Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви», известным еще с эпохи средневековья. Однако в отличие от парковых идиллий рококо (см. РОКОКО) «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. В 1719—20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом; впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века.
По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи). По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Бытовая сцена с изображением интерьера лавки (в стиле «антикварных лавок» Д. Тенирса (см. ТЕНИРС Давид)) полна метафор — размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV — возникают ассоциации и с названием лавки, и с забвением ушедшего века. Последние дни Ватто провел в Ножане недалеко от Парижа, куда перевез ворох театральных костюмов, реквизит для будущих картин, и где написал образ Христа для местной церкви. В манере Ватто, никогда не поднимаясь, однако, до высоты своего учителя, работали французские художники Патер и Ланкре (см. ЛАНКРЕ Никола).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Ватто Антуан" в других словарях:

  • Ватто Антуан —         (1684 1721), французский живописец и рисовальщик. Учился у К. Жилло (1703 1707/08) и К. Одрана (1708 09). Испытал влияние П. П. Рубенса. В 1719 20 посетил Великобританию. Ватто обращался к изображению современной ему жизни ( Бивуак ,… …   Художественная энциклопедия

  • Ватто, Антуан — Антуан Ватто Jean Antoine Watteau …   Википедия

  • Ватто Антуан — Антуан Ватто Портрет Ватто работы Розальбы Карьеры Имя при рождении: Jean Antoine Watteau Дата рождения: 10 октября 1684 Место рождения …   Википедия

  • ВАТТО Антуан — ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684 1721), французский живописец и рисовальщик. Родился в Валансьенне в 1684. В 1698 1701 Ватто учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и… …   Энциклопедия Кольера

  • Ватто Антуан — Ватто (Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещен 10.10.1684, Валансьенн, французская Фландрия, ‒ 18.7.1721, Ножан сюр Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. Около 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист.… …   Большая советская энциклопедия

  • Ватто, Антуан — А. Ватто. Капризница . Эрмитаж. ВАТТО (Watteau) Антуан (1684 1721), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, так называемых галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ватто\ Антуан — (1684 1721), французский живописец …   Биографический словарь Франции

  • Ватто — (Watteau)  фамилия. Семья французских художников Ватто, Антуан (1684 1721)  художник, самый известный из семьи. Его брат Ноэль Жозеф Ватто (Noël Joseph Watteau, 1689 1756): его сын Ватто, Луи Жозеф (1731 1798)  художник; его сын… …   Википедия

  • Ватто, Жан-Антуан — Антуан Ватто Портрет Ватто работы Розальбы Карьеры Имя при рождении: Jean Antoine Watteau Дата рождения: 10 октября 1684 Место рождения …   Википедия

  • Ватто, Жан Антуан — Антуан Ватто Портрет Ватто работы Розальбы Карьеры Имя при рождении: Jean Antoine Watteau Дата рождения: 10 октября 1684 Место рождения …   Википедия

Книги

  • Ватто, Антуан, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Жан Антуа?н Ватто?, более известный как Антуан Ватто (фр.… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Ватто, Д. Перова. Антуан Ватто - художник, ставший основателем особого жанра галантных празднеств - идеализированного изображения людей, занятых приятным разговором, любовной игрой, танцем или музицированием… Подробнее  Купить за 329 руб
  • Антуан Ватто, Доретт Эккард. Альбом посвящен великому французскому художнику Антуану Ватто (1684 - 1721). Картинам Ватто присуща тихая меланхолия, а своими героями он создает мир, в котором воплощаются поэтически… Подробнее  Купить за 320 руб
Другие книги по запросу «Ватто Антуан» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»