Васнецов Виктор Михайлович это:

Васнецов Виктор Михайлович
Васнецо́в Виктор Михайлович
(1848—1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881, «Богатыри», 1881—1898). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896).
* * *
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
ВАСНЕЦО́В Виктор Михайлович (1848—1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович) . Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881—98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—96).
* * *
ВАСНЕЦО́В Виктор Михайлович [3 (15) мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 23 июля 1926, Москва), русский художник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) 19 века к стилю модерн (см. МОДЕРН) .
Годы учебы
Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862—67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867—68 учился под руководством И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич). В 1868—75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).
Ранний период
Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.
Фольклорно-исторические картины
Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881—98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича (см. АЛЕША ПОПОВИЧ), охраняющих границы отечества.
На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма (см. СИМВОЛИЗМ), которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) и Р. М. Рильке (см. РИЛЬКЕ Райнер Мария) ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».
Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) «Снегурочка» (акварель, 1881—82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова (см. МАМОНТОВ Савва Иванович) в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич) (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.
Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883—85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885—96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.
Архитектура и дизайн
Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле (см. РУССКИЙ СТИЛЬ) он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881—82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.
Поздний период
Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в «Союз русского народа» (см. СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА), оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» (1901—18) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913—18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич) (1926; все три — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Васнецов Виктор Михайлович" в других словарях:

  • Васнецов Виктор Михайлович — Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения …   Википедия

  • Васнецов, Виктор Михайлович — живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные …   Большая биографическая энциклопедия

  • Васнецов Виктор Михайлович — [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, ‒ 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в… …   Большая советская энциклопедия

  • ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович — (1848 1926) российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины ( С квартиры на квартиру , 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок ( После побоища , 1880,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Васнецов Виктор Михайлович —         (1848 1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867 68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868 75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге …   Художественная энциклопедия

  • Васнецов Виктор Михайлович — (1848 1926), рус. художник. Брат А.М.Васнецова. Чл. Т ва передвижников. В историю рус. иск ва вошел как создатель картин на сюжеты из нар. эпоса. В 1880 С. И. Мамонтов, владелец Абрамцева, предложил В. Д. Поленову и В. написать картину на сюжет… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Васнецов Виктор Михайлович — выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических,… …   Биографический словарь

  • Васнецов, Виктор Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов …   Википедия

  • ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович — (15.05.1848 10[23].07.1926), великий русский художник, участник право монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В… …   Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

  • Васнецов Виктор Михайлович — В. М. Васнецов. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат . Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии… …   Москва (энциклопедия)

Книги

Другие книги по запросу «Васнецов Виктор Михайлович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»