Вавилон это:

Вавилон
Вавило́н
древний город в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. В XIX—VI вв. до н. э. столица Вавилонии. Археологические раскопки с 1899.
* * *
ВАВИЛОН
ВАВИЛО́Н [шумер. Кадингирра («врата бога»), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon], древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада, близ города Хилла. Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (см. САРГОН Древний) (2350—2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского (см. АМОРЕИ) происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ) сделал Вавилон крупнейшим политическим, культурным и экономическим центром не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук (см. МАРДУК) стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат (см. ЗИККУРАТ) Этеменанки, известный как Вавилонская башня.
Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений в Междуречье, заботился не только о возведении новых строений и храмов, но и о нуждах отдельных людей. Свою стелу с записями законов он поставил для всеобщего обозрения. Однако наследники Хаммурапи, лишенные его способностей, утратили контроль над большей частью страны: в Вавилон вторглись хетты (см. ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО) под преводительством Мурсили I, в 1595 до н. э. разграбившие и разорившие город.
После ухода хеттов власть перешла к касситам (см. КАССИТЫ) (около 1520). В начале первого тысячелетия до н. э. царь Ассирии (см. АССИРИЯ) Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя. Вавилоняне через год подняли восстание, закончившееся для них неудачно: ассирийский царь разрушил городские стены, разграбил имущество и даже статую Мардука отправил в Ассирию. После его смерти Вавилон на короткое время обрел независимость, но подвергся сокрушительным атакам эламитов (см. ЭЛАМ), изгнавших окончательно касситов около 1160 до н. э. В результате этого Вавилон лишился многих ценностей, в том числе и стелы Хаммурапи, которая была увезена в Сузы (см. СУЗЫ) — столицу Элама (см. ЭЛАМ).
Начавшиеся в Ассирии внутренние смуты дали возможность Вавилону вновь отстроиться, но борьба с Ассирией практически не прекращалась. Тиглатпаласар I (см. ТИГЛАТПАЛАСАР I) вновь захватил Вавилон, но разрушил лишь царские дворцы и посадил в городе своего наместника. Кочевые племена семитов-арамеев (см. АРАМЕИ), смешавшись с местным населением, вновь отстроили город. С 1050 на престоле утвердилась арамейская династия. Мощный подъем Ассирии в это время вновь привел к столкновениям, в которых перевес был на стороне профессионального ассирийского войска. Город несколько раз занимался ассирийцами, но цари Ассирии щадили его как древний религиозный центр и не применяли к его жителям своих обычных методов тотального переселения. Салманасар III (см. САЛМАНАСАР III) даже ввел в свой дом вавилонянку Семирамиду (см. СЕМИРАМИДА), будущую великую правительницу.
Со времен Тиглатпаласара III (см. ТИГЛАТПАЛАСАР III) Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.), но царь Ассирии оказал городу особое уважение — выполнив обряд касания руки Мардука и таким образом признав себя преемником вавилонских царей, он обязался соблюдать местные законы. Такую же политику по отношению к Вавилону проводил и Саргон II (см. САРГОН II), развернувший в городе оживленное строительство. Но его сын Синахериб (см. СИНАХЕРИБ) в ответ на интриги арамейских князей с Эламом в 689 полностью разрушил город. Статуи Мардука и Царпаниту (см. ЦАРПАНИТУ) были увезены в Ашшур. Но сын и преемник Синахериба, Асархаддон, заново отстроил город, богато украсил храмы. После смерти Асархаддона Вавилон отошел к Шамашумукину, ингриговавшему против своего брата и наследника Ассирии, Ашшурбанипала (см. АШШУРБАНИПАЛ). Ашшурбанипал захватил все города своего брата, в том числе и Вавилон, но пощадил жителей великого города, построил в нем много сооружений. После смерти Ашшурбанипала в Ассирии возникли смуты, царство ослабело, чем воспользовались арамеи-халдеи, добившиеся независимости, а затем перешедшие в наступление. Набопаласар (см. НАБОПАЛАСАР) сравнял с землей столицу Ассирии Ниневию (см. НИНЕВИЯ), а в Вавилоне основал Нововавилонскую, или Халдейскую, династию.
Свою главную задачу Набопаласар видел в украшении и обновлении города. Он начал восстанавливать зиккурат Этеменанки, посвященную Мардуку. Сын Набопаласара, Навуходоносор (см. НАВУХОДОНОСОР II), вел многочисленные войны, за сорок лет своего правления превратив город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами (см. ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ), вновь усилены крепостные стены.
Строительство Этеменанки было доведено до конца. Один из дворцов был отдан под собрание произведений искусства из завоеванных стран — это был, вероятно, первый музей в мире. Один из преемников Навуходоносора, Набонид (см. НАБОНИД), стремясь сохранить завоевания, подолгу не жил в Вавилоне. Он объявил своим покровителем не Мардука, а бога луны Сина (см. СИН (Аккад)), к тому же под предлогом экономии отменил пышные празднования нового года (кульминационный момент культа Мардука), тем самым нажив врагов в лице влиятельных жрецов Мардука. Они вступили в сговор с Киром (см. КИР II Великий), с радостью приняли войска персов.
При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий (см. ДАРИЙ I) в 521 до н. э. повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов (см. АХЕМЕНИДЫ), экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 до н. э. после очередного восстания Ксеркс (см. КСЕРКС I) разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.
Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (см. ГЕРОДОТ) (между 470 и 460 до н. э.) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский), встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.
В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох (см. ДИАДОХИ) Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука. Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса (см. БЕРОС) создавалась по-гречески. С упадком Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) в Вавилоне воцарились парфяне (140 до н. э.), и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) и Рима. В 115 он был завоеван Траяном (см. ТРАЯН), в 199 — Септимием Севером (см. СЕПТИМИЙ СЕВЕР). Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам (см. САСАНИДЫ) , продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами.
В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразивших те впечатления (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ), которые он некогда произвел на древних евреев. Описание Геродота составлено по впечатлениям от путешествия, но в деталях «отец истории» не вполне точен, так как он не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Лишь немногие европейские путешественники посещали Месопотамию после арабского завоевания. Знаменитый же еврейский путешественник Вениамин из Туделы (см. ВЕНИАМИН из Туделы) интересовался лишь жизнью местных еврейских общин.
Интерес к Вавилону вспыхнул после того как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. Вавилон с деревушкой Хилле отождествил датский ученый К. Нибур в 1765. В дальнейшем английские путешественники, в большинстве эмиссары правительства и деловых кругов, описывали и исследовали холм. Здесь пытался вести раскопки уже добившийся успеха находкой библиотеки Ашшурбанипала О. Г. Лэйярд (1850), но найденные мелкие предметы не показались ему достойными внимания. Большего успеха добилась немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899), которая и положила начало систематическим раскопкам. Экспедиция сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. Немецкая экспедиция до Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Берлинских государственных музеях (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ) (Переднеазиатский музей).
В пору своего расцвета город был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука — зиккурат (см. ЗИККУРАТ) Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.
Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» — «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука — Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.
Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "Вавилон" в других словарях:

  • Вавилон — В библейские времена один из самый богатых и больших городов на земле, построенный, по преданию, потомками Ноя, столица Вавилонского царства, находящегося в Междуречье, в бассейне рек Тигр и Евфрат (современный Ирак). Впоследствии был разрушен… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Вавилон — в эпоху царя Навуходоносора II. Реконструкция. Вавилон в эпоху царя Навуходоносора II. Реконструкция. Вавилон ( “ворота бога”) город в Месопотамии к югу от Багдада, на реке Евфрат (, ). Впервые упоминается в XXIV в. до н.э. В XIX VI вв …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Вавилон — (Babylon, Βαβυλών). Древняя знаменитая столица Вавилонии, расположенная на обеих сторонах реки Евфрата. При Навуходоносоре (604 562 гг. до Р.Х.). Вавилония достигла высшей точки своего могущества, сделавшись независимым царством при отце… …   Энциклопедия мифологии

  • Вавилон — (по аккадски ворота бога) город в Месопотамии к югу от Багдада, на реке Евфрат (ныне городище у города Хилла, Ирак). Впервые упоминается в 24 в. до н.э. В 19 6 вв. до н.э.Ч столица Вавилонии. При царе Хаммурапи (правил в 1792 1750 гг.)… …   Исторический словарь

  • ВАВИЛОН — (евр. Babel смешение). 1) древний город на р. Евфрате, в Азии, ставший со времени вавилонского пленения, символом высокомерия, безбожия, порчи нравов; теперь часто Вавилоном наз. место, где господствует развращенность нравов. 2) путаница,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Вавилон —         (шумерск. Кадингирра, аккад. Бабилу, буквально врата бога), древний город в Двуречье, на берегу р. Евфрат (близ современного г. Хилла, Ирак). С XIX в. до н. э. столица Вавилонии. Несколько раз был разрушен. Раскопками немецкого археолога… …   Художественная энциклопедия

  • вавилон — неразбериха, шум, беспорядок, суматоха, столпотворение, вавилонское столпотворение Словарь русских синонимов. вавилон сущ., кол во синонимов: 7 • беспорядок (127) • …   Словарь синонимов

  • Вавилон — апокалипсический. Столица Вавилонской монархии своимгрозным величием, блеском своего культурного богатства и глубинойнравственного упадка произвела на воображение человечества, и особеннона иудеев, такое неизгладимое впечатление, что имя ее… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ВАВИЛОН — ВАВИЛОН, древний город в Месопотамии, к юго западу от современного Багдада. В 19 6 вв. до нашей эры столица Вавилонии. Раскопками конца 19 начала 20 вв. восстановлен план Вавилона (вытянутый прямоугольник площадью около 10 км2, окруженный… …   Современная энциклопедия

  • ВАВИЛОН — древний город в Месопотамии, к юго западу от современного Багдада. В 19 6 вв. до н. э. столица Вавилонии. Археологические раскопки с 1899 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вавилон — (Babylon), древн. город в Месопотамии на р. Евфрат, в 90 км к Ю. от совр. Багдада. Центр двух крупных держав. Первая была основана вождем амо ритов Сумуабумом (1894 до н.э.) и упрочена его преемниками, особенно Хаммурапи. После вторжения хеттов… …   Всемирная история

Книги

  • Вавилон, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.High… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Вавилон, Кривачек П. Книга Пола Кривачека представляет собой яркий эпический обзор древней Месопотамии. Автор искусно описывает различные культуры, императоров и царей, которые правили в Месопотамском регионе с… Подробнее  Купить за 710 руб
  • Вавилон, Маргита Фигули. Роман в живой, увлекательной форме знакомит нас с одной из интереснейших страниц мировой истории, с многовековой вавилонской культурой, научными достижениями Вавилонского… Подробнее  Купить за 430 руб
Другие книги по запросу «Вавилон» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»