- вече
- ВЕ́ЧЕ -а; ср. В некоторых городах Древней Руси в 10 - 15 вв.: народное собрание для решения общественных дел (объявления войны и заключения мира, призвания и изгнания князей, принятия законов и т.п.); место такого собрания. Новгородское в. Собрать в. // Ирон. О шумном, многолюдном собрании. Семейное в. Устроили тут в.!◁ Вечево́й, -а́я, -о́е. В. колокол. В-ая площадь.* * *ве́ченародное собрание на Руси в X—XIV вв. Наибольшее развитие — в русских городах второй половины XI — XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV — начала XVI вв.* * *ВЕЧЕВЕ́ЧЕ, (от старославянского вет — совет), народное собрание в древней и средневековой Руси 10—14 веков, созывавшееся для решения общих дел. Вече возникло из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства (см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО) местная знать пыталась использовать вече для ограничения власти киевского князя. Вечевые собрания получили наибольшее развитие в городах с ослаблением княжеской власти в период распада Древнерусского государства со второй половины 11 — 12 веке.
В летописи вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Великом Новгороде — под 1016, Киеве — под 1068 год. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких, а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с соседними землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определенной периодичности.
В начале вечевой грамоты, принимаемой на вече, ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о вече: «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь Великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе дворе, повелеваша...». Вече имело постоянное место сбора (в Новгороде — Ярославово дворище, в Киеве — двор храма Софии, в Пскове — двор храма Троицы). Кроме того, собирались вечевые собрания отдельных частей крупных городов («кончанские» в Новгороде). Вече не было инструментом настоящей демократии, подлинным народовластием, в принятии решений доминировали интересы городских верхов; однако оно позволяло народным массам воздействовать на политическую жизнь. Знать стремилась уменьшить значение вече, а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила знать и который определял течение политической жизни в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть к концу 14 века ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время вспышек волнений, народные собрания в городах неоднократно принимали форму вече (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.
Энциклопедический словарь. 2009.