Бунд это:

Бунд
БУНД м. [идиш Bund - союз] Националистическая партия "Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России" (1897 - 1921), поддерживавшая "экономистов" и меньшевиков.
Бу́ндовский, -ая, -ое. Б-ая печать.
* * *
Бунд
(на идише Bund — союз) («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»), социал-демократическая организация, объединяла еврейских рабочих и ремесленников западных областей Российской империи; основан в 1897 в Вильно. Лидеры: Р. А. Абрамович, И. Л. Айзенштадт, А. И. Кремер и др. В 1898—1903 и с 1906 автономная организация в РСДРП, стояла на позициях меньшевиков. После Октябрьской революции произошёл раскол в организации: часть Бунда выступила против советской власти, часть вошла в РКП(б). В 1921 Бунд в России самоликвидировался, в Польше существовал до конца 1930-х гг.
* * *
БУНД
БУНД (идиш Bund — союз; полн. Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) — социал-демократическая еврейская организация, действовавшая в Восточной Европе с конца 19 до середины 20 века. Придерживаясь социалистической идеологии, Бунд выступал за национально-культурную автономию для еврейского населения западных регионов Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), создание самостоятельной светской системы просвещения евреев, поддерживал развитие культуры на языке идиш. Бундовцы полагали, что эти меры позволят еврейскому населению избежать ассимиляции и сохранят его национальную самобытность. Выступая с антирелигиозных позиций, Бунд был против сионистских идей переселения евреев в Палестину.
С начала 1890-х годов в западных губерниях Российской империи стали возникать просветительские кружки и стачечные кассы еврейских рабочих и ремесленников. Значительная часть их участников оказалась под влиянием марксистских идей. Евреи-марксисты (Т.М. Копельзон, А.И. Кремер, И.Л. Айзенштадт, Ю.О. Мартов) проводили агитационно-пропагандистскую работу, трактуя учение Маркса (см. МАРКС Карл) применительно к традиционным представлениям об особой миссии еврейского народа. Они выдвинули идею о специфическом положении еврейского пролетариата, крайне бесправного и гонимого, и о необходимости создания в связи с этим самостоятельной еврейской рабочей организации. Политическое обоснование этим взглядам дал Ю.О. Мартов в речи на первомайском собрании в Вильно (1895) под названием «Поворотный пункт в истории еврейского рабочего движения» (опубликовано в 1900, Женева).
25—27 сентября 1897 года в Вильно (см. ВИЛЬНО) прошел съезд представителей групп еврейских социал-демократов Вильно, Минска, Белостока, Варшавы, Витебска, который основал Бунд, избрал его Центральный комитет, редакционные коллегии центральных печатных органов — газеты «Арбейтер штимме» («Рабочий голос», издавалась нелегально в России) и журнал «Идишер арбейтер» («Еврейский рабочий», издавался в Женеве заграничным комитетом Бунда). В 1898 году Бунд участвовал в подготовке и проведении Первого съезда Российской социал-демократической рабочей партии и вошел в РСДРП как самостоятельная организация, представляющая интересы еврейского пролетариата. С 1901 года Бунд издавал за границей информационный листок «Последние известия» (до января 1906 вышло 256 номеров). Четвертый съезд Бунда (апрель 1901) выдвинул план переустройства РСДРП на началах федерации.
Будучи сугубо национальной организацией, Бунд претендовал на исключительную роль представителя интересов еврейского пролетариата (см. ПРОЛЕТАРИАТ (рабочий класс)) в социал-демократическом движении. На практике это означало, что все еврейские социал-демократы должны были, так или иначе, подчиняться политической воле Бунда. Однако многие евреи-революционеры активно участвовали в российском социал-демократическом движении вне всякой организационной связи с Бундом. И хотя Пятый съезд Бунда (июнь-июль 1903) ультимативно выдвинул требование признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата», Второй съезд РСДРП отклонил этот ультиматум. В ответ Бунд заявил о выходе из РСДРП. В последующие годы бундовцы продолжали вести социалистическую пропаганду, определились со своей программой по национальному вопросу. Они требовали предоставить еврейскому населению полное гражданское и политическое равноправие, право использования евреями родного языка в сношениях с судом, государственными учреждениями и органами местного управления. Право нации на самоопределение, закрепленное в программе РСДРП, оценивалось бундовцами как слишком «туманное». В свою очередь Бунд выдвинул лозунг национально-культурной автономии.
В период Первой русской революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ 1905—07 В РОССИИ) (1905—1907) влияние Бунда на массы значительно возросло, с конца 1905 года в России начала издаваться легальная бундовская пресса. В ходе революционных событий бундовцы смыкались с большевиками, поддержали бойкот Булыгинской думы и Первой Государственной думы. Сняв требование признания себя «единственным представителем еврейского пролетариата», на Четвертом (Объединительном) съезде РСДРП (1906) Бунд снова вошел в состав РСДРП. С конца 1906 года в обстановке спада революционной волны радикальные настроения слабеют, Бунд смыкается с меньшевиками, которые признали лозунг национально-культурной автономии. В октябре 1910 года численность бундовцев оценивалась в две тысячи членов. В последующий период Бунд в целом выступал как союзник меньшевиков, пропагандировал идеи австро-марксизма. Во время раскола РСДРП в 1912 году В.И. Ленин клеймил бундовцев как оппортунистов, требовал их изгнания их партии.
С началом Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914—18) Бунд занял оборонческие позиции, призывал еврейских рабочих выступить в защиту своего отечества — России. В дореволюционный период Бунд играл заметную роль в российском социал-демократическом движении, через сеть своих легальных организаций таких, как комитеты обороны, бюро труда, рабочие столовые, культурно-просветительские общества, филантропические организации, он оказывал существенное влияние на еврейские массы населения. В ходе Февральской революции влияние Бунда укрепилось, быстро выросла его численность. Представители Бунда входили в состав Петроградского, Московского и провинциальных советов рабочих и солдатских депутатов, бундовцы выдвинулись на руководящие роли в меньшевистском движении (Р.А. Абрамович, М.И. Либер, В.А. Канторович, Д.О. Заславский), поддерживали Временное правительство, которое в марте 1917 года отменило все 140 законов и распоряжений, ограничивающих права евреев во всех сферах общественной жизни.
Октябрьскую революцию (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) Бунд не принял, считая приход к власти большевиков «узурпацией народной воли». Не признав легитимность власти Совета народных комиссаров, бундовцы выступили с требованием создания коалиционного правительства. Восьмой съезд Бунда (декабрь 1917) принял установку на парламентский, демократический путь борьбы с большевиками, рассчитывая, что Учредительное собрание отстранит их от власти. В мае 1918 года бундовцы провозгласили линию на борьбу с «большевизмом в Советах и путем Советов». В условиях гражданской войны Бунду не удалось сохранить внутреннее единство, часть бундовцев выступала против Советской власти, за свержение власти большевиков, другая часть полагала необходимым участвовать в работе Советов, составляя в них «парламентскую оппозицию». В то же время многие евреи приняли активное участие в Октябрьской революции, в борьбе за установление Советской власти, заняли важные и ответственные посты в партийно-государственном аппарате Советской России. Постепенно в Бунде укреплялось мнение о необходимости сотрудничества с большевиками, тем более, что антисоветски настроенные лидеры (Р.А. Абрамович, И.Л. Айзенштадт) эмигрировали за границу. Одиннадцатая конференция Бунда (март 1919) провозгласила признание Советской власти, а уже апреле 1919 года ЦК Бунда объявил о мобилизации бундовцев в Красную армию, призвал еврейский пролетариат выступить на защиту революции и Советской власти. Еврейская военная секция занималась отправкой бундовцев на фронт и изданием газеты «Красная армия».
В свою очередь руководство большевистской партии, стремясь закрепить влияние на бундовцев, пошло на финансирование их деятельности, помогало в издании и распространении печатных органов Бунда. Все это способствовало усилению коммунистической идеологии среди бундовцев. В Белоруссии (см. БЕЛОРУССИЯ) левые бундовцы создали автономную организацию, которая провозгласила себя Еврейской коммунистической партией. На Украине левые бундовцы создали Коммунистический Бунд (Комфарбанд). Двенадцатая конференция Бунда (март-апрель 1920, Москва) приняла решение о разрыве с меньшевиками, признании программы РКП(б) и присоединении к Коминтерну. После признания правильности политики большевиков встал вопрос о слиянии Бунда с РКП(б). При этом бундовцы стремились сохранить автономию своей организации, настаивали на признании за Бундом прерогатив еврейской секции Агитпропа РКП(б). Специальные комиссии Политбюро ЦК РКП(б) и Коминтерна отвергли требования бундовцев и предложили свои условия объединения. В марте 1921 года на Тринадцатой конференции в Минске левые бундовцы приняли решение о вхождении в РКП (б) на предложенных условиях, что привело к самоликвидации Бунда на территории Советской России.
Бундовцы несогласные с большевистской политикой в апреле 1920 года созвали свою конференцию в Витебске (см. ВИТЕБСК) и объявили о создании Социал-демократического Бунда, который в дальнейшем блокировался с меньшевиками и разделил их судьбу. За границей бундовцами-эмигрантами было организовано «представительство ЦК Бунда за границей». Ведущую роль в нем играли Р.А. Абрамович, А.Я. Мутник, В. Косовский. В независимых прибалтийских государствах и Польше бундовские организации действовали вплоть до начала Второй мировой войны. В парламентах Польши и Латвии была представлена фракция Бунда. В бундовской молодежной организации «Цукунфт» (Zukunft, на идиш — будущее) числилось до 15 тысяч членов. Кроме того, действовали детская, женская и спортивная организации Бунда. В Прибалтике и Польше бундовцами была создана сеть еврейского начального и среднего образования, больничных касс, социальной помощи, профессиональных союзов, культурных организаций. Видную роль в деятельности польского Бунда играли Виктор Альтер и Хенрих Эрлих. В 1930-х годах в ходе сталинских репрессий многие бывшие бундовцы были уничтожены. Та же участь ждала большую часть членов Бунда, остававшихся в Польше и Прибалтике после оккупации немецкими войсками в ходе Второй мировой войны.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Бунд" в других словарях:

  • БУНД — Еврейская социал демократическая организация, основанная в 1897 г. и укоренившаяся преимущественно в губерниях царства Польского. Имеет революционный характер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. бунд… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • БУНД — (идиш Bund союз) ( Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве Польше и России ), социал демократическая организация, представлявшая главным образом еврейских ремесленников западных областей Российской империи; основан в 1897 в Вильно. Лидеры: Р. А.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БУНД — БУНД, бунда, муж. (идиш Bund) (полит.). Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, польше и до революции в России (меньшевистская, мелкобуржуазная организация). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Бунд — (идиш Bund союз) («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России») социал демократическая организация, представлявшая главным образом еврейских ремесленников западных областей Российской империи; основан в 1897 в Вильно. Лидеры: Р. А.… …   Политология. Словарь.

  • Бунд — м. Националистическая партия Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (1897 1921 гг.), поддерживавшая экономистов и меньшевиков. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • БУНД — (на идише Bund союз) (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), политическая партия, объединяла еврейских рабочих и ремесленников западных областей Российской империи; основана в 1897 в Вильно (Вильнюс). Лидеры: Р. А. Абрамович,… …   Русская история

  • Бунд — Бунд, а …   Русский орфографический словарь

  • Бунд — іменник чоловічого роду єврейська політична партія поч. XX ст. іст …   Орфографічний словник української мови

  • Бунд — (на идише Bund союз), смотри Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Бунд — У этого термина существуют и другие значения, см. Бунд (значения). «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» אַלגעמיינער ייִדישער אַרבעטערסבונד אין ליטע, פּוילן און רוסלאַנד Другие названия: Бунд Идеология: социализм, антисионизм …   Википедия

Книги

  • Бунд и сионизм. № 22, Жаботинский В.Е.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Бунд и сионизм. В настоящей брошюре автор разбирает историю возникновения того идругого общества,… Подробнее  Купить за 1475 руб
  • Троцкий и Ленин, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Троцкий и Ленин — история отношений между российскими… Подробнее  Купить за 1254 руб
  • Германский союз, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Герма?нский сою?з (нем. Deutscher Bund — дойче бунд) —… Подробнее  Купить за 1125 руб
Другие книги по запросу «Бунд» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»