Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков Сергей Николаевич
Булга́ков Сергей Николаевич
(1871—1944), российский богослов, философ, экономист, священник (с 1918). От марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, в начале 1900-х гг. перешёл к религиозной философии, в 1920-х гг. — к православному богословию. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Вслед за Вл. С. Соловьёвым считал своей центральной задачей обоснование целостного христианского мировоззрения («Философия хозяйства», 1912; «Свет невечерний», 1917). С 1923 в эмиграции, один из идейных руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 профессор и декан русского Богословского института в Париже. Предметом острых споров стало учение Булгакова об «ипостасной» Софии как «живой связи между Богом и миром» (осуждено Московской патриархией в 1935). Основные богословские труды парижского периода: «Купина неопалимая» (1927), «Друг Жениха» (1927), «Лествица Иаковля» (1929), трилогия «О Богочеловечестве» («Агнец Божий», 1933; «Утешитель», 1936; «Невеста Агнца», 1945).
* * *
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
БУЛГА́КОВ Сергей Николаевич (1871—1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: «Философия хозяйства» (1912), «О богочеловечестве. Трилогия» (1933—1945), «Философия имени» (издано в 1953).
* * *
БУЛГА́КОВ Сергей Николаевич (16 июня 1871, Ливны — 13 июля 1944, Париж), русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель.
Ранний период
Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) и «Капитализм и земледелие» (т. 1—2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике «Проблемы идеализма» (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием «От марксизма к идеализму» (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения — в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборниках «Вопросы религии», «О Владимире Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи» (см. ВЕХИ), в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства «Путь», где в 1911—1917 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный «христианский социалист»). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике «Два града» (т. 1—2, 1911). В философских разработках 1910-х гг. (монографии «Философия хозяйства», 1912, и особенно «Свет Невечерний», 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга.
Годы революции
Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917—1918) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами «На пиру богов», написанными в стиле и духе «Трех разговоров» Соловьева и вошедшими в коллективный сборник «Из глубины» (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В «Философии имени» (1920; издано 1953) и «Трагедии философии» (1920—1921, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферой его творчества.
В эмиграции
В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки. Один из главных отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжал его курировать. В 1930-х гг. он стал одним из влиятельных деятелей и идеологов экуменического движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции «Вера и церковное устройство» в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями.
Публицистика
Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России: революция 1905—1907, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. Булгаков — один из главных выразителей «веховства» («Вехи» (см. ВЕХИ), 1909, ст. «Героизм и подвижничество») как идейного движения, призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого революционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также и буржуазно-капиталистической идеологии, проекты «партии христианской политики», отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вслед за Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах «На пиру богов» и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости.
Философия и богословие
Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив — оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление — высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением «религиозный материализм». Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя — это не только «меон», не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также «земля» и «мать», соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества — земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.
Софиология
Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в «большой трилогии»: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Здесь София сближается с «усией», сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит, что суть его — «поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу» («Спор о Софии», Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако «спор о Софии» так и не получил окончательного решения.
Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Булгаков Сергей Николаевич" в других словарях:

  • Булгаков, Сергей Николаевич — известный русский писатель. Род. 16 июля 1871 г. в г. Ливнах, Орловской губ., в семье священника; среднее образование получил в Орловской духовной семинарии и Елецкой классической гимназии, затем прошел курс юридического факультета Москов.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — (1871 1944) русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Булгаков Сергей Николаевич — Булгаков, Сергей Николаевич известный писатель. Родился в 1871 г. в Ливнах, в семье священника; учился в орловской семинарии и елецкой гимназии, кончил курс юридического факультета Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков …   Биографический словарь

  • БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — (1871 1944) философ, богослов, экономист, священник. В 1896 оканчивает юридический факультет Московского ун та и уезжает в Германию, где занимается политэкономией и примыкает к марксизму. По возвращении защищает магистерскую диссертацию… …   Философская энциклопедия

  • Булгаков, Сергей Николаевич — БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 1944), философ, теолог и экономист. В 1923 эмигрировал из России. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Булгаков Сергей Николаевич — (16.6.1871, Ливны, ≈ 13.7.1944, Париж), русский буржуазный экономист, философ и теолог. Профессор политэкономии в Киеве (1901≈06) и Москве (1906≈18). В 1918 принял священство. С 1923 в эмиграции. С 1925 профессор русского Богословского института… …   Большая советская энциклопедия

  • Булгаков, Сергей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Булгаков, Сергей. Сергей Николаевич Булгаков …   Википедия

  • Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) — русский экономист, философ, теолог. В 90 е гг. XIX в. разделял экономические идеи марксизма. В одной из ранних своих работ лО рынках при капиталистическом производстве Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Булгаков Сергей Николаевич — Сергей Николаевич Булгаков Михаил Нестеров Философы (Флоренский и Булгаков) 1917 Дата рождения: 28 (16) июня …   Википедия

  • Булгаков Сергей Николаевич — (1871, Ливны Орловской губернии —1944, Париж), богослов, философ, экономист, публицист. Родился в семье священника. Окончив в 1884 Ливенское духовное училище, поступил в 1885 в Орловскую духовную семинарию, которую оставил в 1888 под… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»