Гусеницы или колеса?

Гусеницы или колеса?
Гусеницы или колеса?
       Итак, танк зарекомендовал себя на поле боя. Его вооружение, броня, проходимость на первых порах удовлетворили запросы того времени. Лишь с оперативной подвижностью - с возможностью быстрой переброски машин на значительные расстояния - дело обстояло крайне плохо. И "виновата" тут была не только малая скорость - главное заключалось в том, что гусеницы танков времен первой мировой войны и последующих лет "летели" через 80-100 км хода по шоссе. А подумать только, на что становилось похожим дорожное покрытие, когда по нему проходило десятка два бронированных мастодонтов! Добавить к этому грохот, тряску и некоторые другие "особенности" машин, и станет ясно: есть еще нерешенные проблемы, есть!
        В целях экономии горючего и сохранения матчасти танки подвозили прямо к полю боя на прицепах либо в кузове грузовиков (легкие танки). Но это требовало дополнительной техники и людей. А если сам танк снабдить автомобильными колесами? Пусть по шоссе он движется со скоростью авто, а в бой идет на гусеницах. Реализацией идеи сочетания скорости и экономичности колесной машины и проходимости гусеничной в течение, по крайней мере, двадцати лет были заняты конструкторы многих стран, имевших собственное танкостроение. Как ни странно, созданием столь сложных машин занялись и в относительно слабо развитых странах - Польше, Венгрии и Австрии.
        В этой статье мы рассмотрим только машины, одновременно снабженные самостоятельными колесным и гусеничным движителями.
        Поэтому уместно припомнить, что один из первых вполне осуществимых в то время проектов танков был именно проект колесно-гусеничной машины. В 1911 году его предложил поручик железнодорожных войск Австро-Венгрии Гюнтер Бурштын. Правильно считая, что гусеничные ленты непригодны для движения по шоссе, он снабдил свою машину четырьмя подъемными колесами: передняя пара - управляемая, задняя - ведущая. Но военное министерство страны отвергло проект, упустив тем самым реальную возможность первой вооружить свою армию танками.
        Пионерами в создании машины "двойной проходимости" стали французы. Они построили серию малых танков, или танкеток, фирмы "Сен-Шамон" образцов 1921, 1924, 1926 и 1928 годов. Конструкторам пришлось решать новые проблемы: как опускать и поднимать колеса (или гусеницы), силовой передачи на ведущие колеса и как управлять передними. На машинах "Сен-Шамон" М21 и М24 передняя и задняя их пары поворачивались на кронштейне вокруг осей почти на 180° и фиксировались в положении "над гусеницами". 10 минут требовалось, чтобы силой мотора заменить колесо на гусеницы, причем экипаж оставался в машине. Для обратной перемены движителей танк наезжал гусеницами на специальные деревянные подставки, приподнимая сначала носовую часть. Опуская передние колеса, танк продвигался на подставках, пока, в свою очередь, его кормовая часть не приподнималась, позволяя опустить теперь и задние колеса. На "сен-шамонах" они "вывешивались" спереди и сзади корпуса, что не влияло на общую ширину машины, но зато сильно ограничивало обзор местности и угол обстрела.
        Танк "Сен-Шамон" М21 весил 3,5 т и управлялся экипажем из 2 человек. На колесном ходу он развивал скорость 28, а на гусеницах всего 6 км/ч. М28 весил уже на 5,1 т больше, но скоростные данные его остались такими же.
        На чехословацком танке КН-50 (1924 г.) поднятые колеса размещались по бокам корпуса. Таким образом, казалось, была решена проблема обзора. Машина оказалась довольно надежной и простой по конструкции, что, впрочем, было достигнуто ценой отказа от силового привода для перемены хода. Делалось это вручную, причем для КН-50 (так же как и для танка "Сен-Шамон") необходим был наезд на специальные подставки, которые в походных условиях крепились к бортам танка. Опытные танкисты справлялись с этой операцией за 10-15 мин. Но у КН-50 двигатель оказался маломощным, а гусеничный движитель ненадежным. У модели КН-60 поставили 60-сильный двигатель и несколько увеличили толщину брони. В 1930 году испытывался образец КН-70 с двигателем в 70 л.с.
        Англичане в 1926 году поставили колеса на свой стандартный средний МкI (его не следует путать с МКI 1916 г.). В нем использовался тот же принцип перехода с гусениц на колеса, что и у "сен-шамонов". А вот у танка "Виккерс-Вулсли" (иногда его считают бронеавтомобилем), изготовленного в 1927 году, силою мотора поднимался весь гусеничный движитель. На своих местах оставались лишь ленивец и ведущее колесо гусеничного хода. Колеса же у этой машины, жестко связанные с корпусом, находились спереди и сзади гусениц. Длина "виккерсов" оказалась велика, и они испытывали сильную продольную тряску при движении по дорогам.
        Другая машина этой фирмы, созданная годом раньше, также обладала поднимающимся гусеничным движителем. Это осуществлялось с помощью двух червячных передач на борт, приводимых в движение двигателем. По вертикальному червяку при его вращении двигались ползуны, соединенные с жесткой рамой движителя, и поднимали его. При перемене направления вращения передачи гусеничный движитель опускался. Экипаж оставался внутри машины, а вся операция длилась не более минуты.
        Наконец, в следующем детище Виккерса (также 1927 года) поднимались гусеницы, но одновременно опускались колеса.
        Наиболее удачной машиной этого типа был легкий танк шведской фирмы "Ландсверк" La-30 (1931 г.). У него уже подъем и опускание колес (силой мотора) осуществлялись всего за 20 с и не только на месте, но и в движении. Поднятые по бортам колеса не ухудшали обзора и не мешали использовать вооружение. Тактико-технические характеристики этого легкого танка весьма высоки. Благодаря дублированному приводу и двум местам для водителей он с равным успехом мог двигаться как вперед, так и назад.
        В 1933 году был выпущен облегченный вариант La-80 (боевая масса - 7,5 т) с еще большими скоростями.
        Неудачная попытка создать колесно-гусеничный танк была предпринята в 1926-1927 годах польскими военными специалистами. Машина, получившая обозначение WB10, снабжалась колесами, поднимавшимися силой двигателя по обе стороны гусениц.
        И наконец в 1940 году, когда в ходе второй мировой войны английское правительство обратилось к доминионам с просьбой помочь в выпуске вооружения, в Новой Зеландии был построен колесно-гусеничный танк Скофилда.
        Мы описали ряд машин, созданных в разных странах на протяжении почти 20 лет. Все это были лишь единичные экспериментальные образцы. Попытки создать колесно-гусеничный танк не привели к положительным результатам, и прежде всего ввиду сложности и уязвимости движителя и системы перемены хода. Усложнялись также эксплуатация и ремонт машин. Несмотря на явные достоинства этих машин (увеличение скорости движения и запаса хода по дорогам, срока службы танка в целом и сохранности дорог), опыты с ними так и остались опытами. Тем временем появились гусеницы, выдерживавшие тысячекилометровый пробег. Скорости машин с гусеничной тягой превысили 50 км/ч, то есть танк обрел сносную оперативную подвижность.
Чехословацкий танк КН-50. Боевая масса - 6,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 37-мм <a href=пушка, 1 пулемет. ">
Чехословацкий танк КН-50. Боевая масса - 6,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 37-мм пушка, 1 пулемет.

24. Английский колесно-гусеничный танк Виккерс" 1926 г. Боевая масса - 7,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 2 пулемета. Толщина брони - 8-12 мм. Двигатель - "Медоус", 135 л.с. Скорость по шоссе - 72 км/ч на колесах и 24 км/ч на гусеницах. Запас хода по шоссе не установлен. ">
24. Английский колесно-гусеничный танк "Виккерс" 1926 г. Боевая масса - 7,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 2 пулемета. Толщина брони - 8-12 мм. Двигатель - "Медоус", 135 л.с. Скорость по шоссе - 72 км/ч на колесах и 24 км/ч на гусеницах. Запас хода по шоссе не установлен.

25. Шведский колесно-гусеничный танк La-30. Боевая масса - 11,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - 1 37-мм пушка, 2 пулемета. Толщина брони - 6 - 14 мм. Двигатель -
25. Шведский колесно-гусеничный танк La-30. Боевая масса - 11,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - 1 37-мм пушка, 2 пулемета. Толщина брони - 6 - 14 мм. Двигатель - "Майбах", 150 л.с. Скорость по шоссе 65 км/ч на колесах и 40 км/ч на гусеницах. Запас хода по шоссе - 300 км.


Библиография:
Техника молодежи №10 за 1979 год

Энциклопедия танков. 2010.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Гусеницы или колеса?" в других словарях:

  • И гусеницы и колеса —        Мы уже рассказывали о танках, обладавших одновременно двумя раздельными движителями колесным и гусеничным (см. ТМ № 10 за 1979 год). Но эти машины отличались сложностью конструкции, оттого и управлять ими и обслуживать их было трудно.… …   Энциклопедия техники

  • гусеницы — мн. Замкнутые обычно металлические ленты или цепи, состоящие из звеньев и надеваемые на специальные колеса самоходных машин для повышения их проходимости. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Танки — ПЕРВЫЕ ТАНКИ Статьи по теме Артиллерия на гусеничных тракторах Мастодонты на колесах Великобритания Средние танки: Уиппет Mk A Тяжелые танки: Mk I – MkVIII Германия Танки кайзера (Германские танки 1 й мировой войны) Германский ответ Тяжелый танк… …   Энциклопедия техники

  • Танки серии БТ — Танк БТ 2 …   Википедия

  • задний угол въезда рыхлителя — ψ Угол образованный опорной поверхностью базовой машины и плоскостью, проведенной через крайнюю нижнюю точку рыхлительного оборудования в максимально поднятом его положении, касательно к образующей гусеницы или колеса базовой машины. [ГОСТ… …   Справочник технического переводчика

  • Дорогая игрушка —        Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения, первым высказал в октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Э.… …   Энциклопедия техники

  • Общие конструктивные данные и боевые свойства танка —        Танк МС 1 представляет собой бронированную самодвижущуюся боевую машину на гусеничном ходу. По своему весу он относится к легким танкам.         Источником механической энергии, необходимой для движения танка, служит установленный на нем… …   Энциклопедия техники

  • Мста-С — У этого термина существуют и другие значения, см. Мста (значения) …   Википедия

  • Мста-С — Мста С …   Энциклопедия техники

  • ДВИЖИТЕЛЬ — ДВИЖИТЕЛЬ, устройство для преобразования какого либо вида энергии (например, работа двигателя) в работу по перемещению транспортной машины. Функции движителя при передвижении по суше выполняют колеса (автомобили, трамваи и др.), гусеницы… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»