Маневренность это:

Маневренность
Маневренность
(французское manoevrer — приводить в движение, управлять, маневрировать, от латинского manu operor — работаю руками) летательного аппарата — способность летательного аппарата изменять положение в пространстве, скорость, высоту и направление полёта за определенный промежуток времени. Важнейшее качество для некоторых классов летательных аппаратов. Высокая М. даёт возможность истребителю занять тактически выгодное положение по отношению к самолёту противника, уклониться от атаки. Для спортивных пилотажных самолётов М. позволяет повысить качество выполнения фигур пилотажа. М. характеризуют угловыми скоростями поворота летательного аппарата относительно центра масс, ускорением при разгоне и торможении в горизонтальном полёте, скороподъёмностью, угловой скоростью и минимальным радиусом разворота (виража) в горизонтальной плоскости.
Характеристики движения летательного аппарата относительно центра масс зависят от эффективности органов управления и управляемости летательного аппарата. М. в траекторном движении определяется модулем и направлением вектора перегрузки n, компонентами которого являются продольная и нормальная перегрузки nx и ny. Через эти характеристики выражаются ускорение ax в горизонтальном полёте
(ax = g0nx
где g0 — ускорение свободного падения),
энергетическая скороподъёмность
Vy* (Vy* = Vnx, V — скорость полёта), угловая скорость (,) и радиус разворота
R (( ) = g0(ny2 — 1)1/2/V, R = V2/ g0(ny2 — 1)1/2).
При фиксированных значениях скорости и высоты полёта в плоскости (nx, ny) существует область значений вектора перегрузки , соответствующих различным сочетаниям угла атаки, режима работы двигателей, положений аэродинамических органов управления, створок реактивных сопел и т. д. У этой области имеется ряд характерных точек, которые являются частными показателями М. Точки а и а' определяют предельные значения продольной перегрузки горизонтального полёта при разгоне и торможении. Точка б соответствует максимальной перегрузке установившегося разворота. В точке в достигается максимальное значение нормальной перегрузки и, следовательно, максимальное значение мгновенной угловой скорости разворота. Максимальное торможение обеспечивается в точке г.
Основными характеристиками М. являются максимальная нормальная перегрузка и перегрузка установившегося разворота. Именно они определяют угловые скорости разворота и его радиус. Однако область возможных угловых скоростей разворота на заданной высоте ограничена. Левая граница области (кривая 1) определяется допустимым углом атаки или максимальным значением подъёмной силы. Правая граница (кривая 2) обусловлена ограничениями по прочности конструкции или по эксплуатационной перегрузке. Максимальная угловая скорость разворота достигается в точке пересечения границ (для истребителей 70—80-х гг. эта точка находится в диапазоне значений Маха чисел полёта M(() = 0,7—0,9), Область допустимых угловых скоростей делится на две части кривой 3 — линией установившихся разворотов. Выше этой линии (в области I) манёвры могут совершаться только с потерей удельной энергии летательного аппарата, ниже (область II) — с её сохранением или увеличением (например, боевой разворот с сохранением значения горизонтальной скорости может быть выполнен только в области II возможных угловых скоростей). Расширение границ области допустимых угловых скоростей разворота является важнейшей задачей проектирования манёвренного самолёта. Она может быть обеспечено использованием новых технических и конструктивных решений и соответствующим выбором основных параметров летательного аппарата (площади крыла и тяги двигателя).
К мероприятиям, направленным на увеличение М. летательного аппарата, относятся: повышение степени механизации крыла, что улучшает его эффективность в широком диапазоне режимов полёта; совершенствование аэродинамической схемы летательного аппарата, в частности в сторону уменьшения запаса продольной статической устойчивости (см. Степень устойчивости) и переход к статически неустойчивым компоновкам на основе внедрения систем улучшения устойчивости и управляемости (повышения степени автоматизации управления), что позволяет расширить область безопасных углов атаки и скольжения и, следовательно, угловых скоростей разворота; сочетание аэродинамических и газодинамических (отклоняемые сопла на истребителях) принципов управления (см. Управление вектором тяги); уменьшение аэродинамического сопротивления летательного аппарата путем совершенствования его формы и улучшения качества поверхности. Для улучшения характеристик торможения самолёта применяются воздушные тормоза; в перспективе большой эффект может дать использование в полёте реверсивных устройств.
Следует отметить, что в ряде случаев М. ограничивается физиологическими возможностями лётчика, поэтому большое внимание при проектировании истребителей уделяется улучшению условий работы лётчика и созданию специальных технических средств, повышающих физиологический предел перегрузки (противоперегрузочный костюм, отклоняемое кресло, управление режимом дыхания).

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1994.


.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "Маневренность" в других словарях:

  • маневренность — подвижность, мобильность, приспособляемость; поворотливость, разворотливость, высокоманевренность. Ant. неподвижность, статичность Словарь русских синонимов. маневренность подвижность, мобильность Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • маневренность — и, ж. manoeuvre f. Способность маневрировать, быстрота в изменении направления движения; подвижность. Маневренность пехоты. БАС 1. на 4 6 10 амбразур каждое с подземной казармой на гарнизон в 60 100 человек.. Это близко подходит уже как так… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маневренность — Свойство транспортных средств изменять направление движения в горизонтальной плоскости на минимальной площади Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • МАНЕВРЕННОСТЬ — и МАНЁВРЕННОСТЬ, манёвренности, мн. нет, жен. (спец.). Способность маневрировать (в 1 и 2 знач.). Дирижабль при испытании показал хорошую маневренность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МАНЕВРЕННОСТЬ — и МАНЁВРЕННОСТЬ, манёвренности, мн. нет, жен. (спец.). Способность маневрировать (в 1 и 2 знач.). Дирижабль при испытании показал хорошую маневренность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Маневренность — способность корабля (судна) быстро выполнять повороты, изменять передний ход на задний и наоборот, увеличивать и уменьшать скорость и преодолевать инерцию; для подводных лодок, кроме того, способность быстро погружаться на заданную глубину и… …   Морской словарь

  • Маневренность — манёвренность, ман евренность ж. 1. Способность маневрировать 1., быстрота в изменении направления движения. 2. перен. Умение правильно применяться к условиям, обстоятельствам, быстро изменять тактику в интересах дела. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • маневренность — (напр. энергоблока, электростанции) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN control responseversatilitymaneuverabilityflexibility …   Справочник технического переводчика

  • маневренность — • высокая маневренность …   Словарь русской идиоматики

  • маневренность — manevringumas statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Karo technikos galimybės greitai keisti judėjimo greitį ir kryptį (orlaiviams – ir skrydžio aukštį); gebėjimas judėti keliais ir be jų. atitikmenys: angl. manoeuvrability; manoeuvre capability rus …   Artilerijos terminų žodynas

Книги

Другие книги по запросу «Маневренность» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»