Линии Васильевского острова это:

Линии Васильевского острова
Линии Васильевского острова
      историческое название ряда параллельных улиц, пересекающих Васильевский остров с юга на север: 1—27 я, Биржевая, Кожевенная, Косая, Менделеевская, Съездовская. 1—3 я Л. и Съездовская Л., между Университетской и Макарова набережными. 4—6 я Л., между Университетской набережной и набережной р. Смоленка. 7—17 я Л., между набережной Лейтенанта Шмидта и набережной р. Смоленка. 18—19 я Л., между набережной Лейтенанта Шмидта и Малым проспектом Васильевского острова 20—23 я Л., между набережной Лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Васильевского острова 24—25 я Л., между набережной Масляного канала и Малым проспектом Васильевского острова 26—27 я Л., между Кожевенной линией и за Большим проспектом Васильевского острова. Линии Васильевского острова возникли как набережные системы каналов в 1716 (проект архитектора Д. Трезини). В связи с затруднениями в прокладке каналов план создания «Северной Венеции» не был реализован. После засыпки обмелевших каналов в 1770 х гг. образовались улицы, стороны которых сохраняют в названиях чётные и нечётные номера бывшей Л., соответствовавших правому и левому берегам каналов. Нумерация домов на Л. начинается от Большой Невы. На Съездовской Л. в 1730—40 х гг. и 1770 х гг. построен дом 1 для кадетского корпуса, в 1811—23 — Екатерины святой церковь. На 1 й Л. в 1802—04, 1811—14 сооружено здание Российской академии (архитекторы А. А. Михайлов 2 й, В. П. Стасов). На 2—3 й Л. в 1821 построен дом 26 — садовый корпус Академии художеств (архитектор Михайлов 2 й, в 1846—49 перестроен архитектором П. А. Брюлловым), колонна, установленная в саду АХ, создана архитектором А. Н. Воронихиным (1807). На 6—7 й Л. в 1720—26 построен дом 12 — бывшее подворье Александро-Невской лавры, в 1740—60 х гг. — Трёх святителей церковь (дом 11). На 10—11 й Л. в 1820 х гг. сооружён дом 3 для Женского патриотического института (архитектор Михайлов 2 й), в доме 24 в 1882 была динамитная мастерская «Народной воли» (мемориальная доска). На 16 й Л. в доме 73/43 в 1917 работали Василеостровский райком РСДРП(б), районный Совет, штаб Красной Гвардии. На 18—19 й Л. в домах 2—5, 16 в 1808—1917 размещался лейб-гвардейский Финляндский полк. На 20—21 й Л. ныне находятся Горный институт (дома 2 и 4), «Механобр» (дом 8а). На 22—23 й Л. ныне расположены Гидрометеорологическая обсерватория Северо-Западного управления Гидрометеослужбы и Ленинградское отделение Океанографического института (дом 2), Гидрометеоцентр (дом 2а), Высшее инженерно-морское училище имени С. О. Макарова (дом 9/15а). На 24—25 й Л. ныне находятся ПО «Электроаппарат», Сталепрокатный завод. На 26—27 й Л. в 1968 сооружены два выставочных павильона (архитекторы С. И. Евдокимов, Е. И. Травников). Биржевая Л., между Тифлисской улицей и набережной Макарова. Проложена в первой трети XVIII в. Названа в начале XIX в. по зданию Фондовой биржи. В 1912—14 сооружён и в 1925 открыт для посещения дом 1 для Библиотеки Академии наук СССР. В домах 12—16 с 1918 размещается Оптический институт. Кожевенная Л., между набережной Макарова и Большим проспектом Васильевского острова. Проложена в 1780 х гг. при строительстве кожевенных заводов. Получила название в первой четверти XIX в. Ныне здесь расположены кожевенные комбинаты «Коминтерн» и имени А. Н. Радищева, Ситценабивная фабрика, ПО «Севкабель». Косая Л., между Большим проспектом Васильевского острова и Кожевенной Л. Проложена в 1780 х гг. Получила название в первой четверти XIX в. Ныне здесь расположен Балтийский завод. Менделеевская Л. (в честь Д. И. Менделеева, до 1923 Университетская Л.), между Университетской набережной и Тифлисской улицей. В 1722—42 сооружено Двенадцати коллегий здание, ныне главный корпус ЛГУ. В 1800 х гг. построен Новобиржевой Гостиный двор (дом 5, архитектор Дж. Кваренги), ныне учебный корпус ЛГУ, в 1826—31 — Музейный флигель АН (дом 1, архитектор И. Ф. Лукини, при участии Д. Е. Филиппова).
      С Л. Васильевского острова связаны жизнь и деятельность В. И. Ленина (Съездовская Л., 1; 7 я Л., 74; 10 я Л., 39), М. С. Урицкого (8 я Л., 9), Т. Г. Шевченко (5 я Л., 8/1), С. И. Вавилова (Биржевая Л., 12).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.

линии Васильевского острова
      Первые упоминания о линиях на Васильевском острове относятся к 1710-м годам. Петр I, мечтавший, чтобы новая столица была похожа на его любимый Амстердам, распорядился выкопать на острове прямоугольную сеть каналов. Проезды по берегам продольных каналов должны были именоваться перспективами (от латинского perspicio – «просматриваю»), а вдоль поперечных – линиями (от латинского же lineo – «переулок, закоулок»). По сложившейся в первые десятилетия существования города и позже исчезнувшей традиции линиями стали называть проезды, застроенные только с одной стороны. Поэтому вдоль каждого поперечного канала прошли две линии – по правому и по левому берегу. Самая первая линия получила название Кадетской, по расположившемуся в бывшем дворце Меншикова Сухопутному шляхетному кадетскому корпусу, а остальные были пронумерованы – от 1-й до 27-й.
      В городе, где реки и каналы 6 месяцев в году скованы льдом, затея Петра была обречена с самого начала. Каналы проложили только до 13-й линии, и то не везде и не на всю длину, к прокладке продольных каналов и не приступали. К тому же генерал-губернатор Петербурга А. Д. Меншиков, не разделявший замысел Петра и тихо его саботировавший, сделал каналы значительно уже, чем в Амстердаме, так что две лодки разойтись на них не могли. Каналы зарастали, местные жители сбрасывали в них мусор и нечистоты, и в конце концов по указу Екатерины II от 26 апреля 1767 года они были засыпаны. Названия же линий остались, сохранив память об особенностях застройки Петербурга первых лет его существования.
      Изначально 1—3-я линии шли от Невы до Малой Невы, 4—17-я линии – от Невы до Смоленки, 18—23-я линии – от Невы до Большого проспекта, 24—25-я линии – от Масляного канала до Косой линии, 26– 27-я линии – от Невы до Косой линии. 23-ю линию в 1770-е годы иногда именовали Матисовской, поскольку в ее начале находился перевоз через Неву на Матисов остров.
      В 1812 году 18—19-ю линии продлили до Малого проспекта. В 1836 году была предпринята попытка присвоить четырем последним линиям другие названия: 24—25-й – Котенева улица, вероятно, по фамилии домовладельца, а 26—27-й – Новопроложенная улица, так как до этого времени проезда по ним фактически не было. Но эти имена так и не вошли в обиход.
      По мере застройки Смоленского поля, располагавшегося между основной частью Васильевского острова и Гаванью, находившиеся здесь линии удлинялись. В 1890 году 20—21-я линии были продлены до Среднего проспекта. В следующем году 22—23-ю линии продлили до Среднего, 24—25-ю – за Большой, не доходя до Среднего, 26—27-ю – до Большого. В 1908 году 26—27-ю линии продлили дальше на север, до того места, где сейчас находится площадь Собчака (перед Дворцом культуры имени С. М. Кирова) и где они заканчиваются и сейчас.
      В октябре 1918 года 15-я линия была переименована в улицу Веры Слуцкой. Вера Климентьевна (Берта Брониславовна) Слуцкая (1874–1917), уроженка Минска, в 1901 году вступила во Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд), в 1902 году – в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В 1905 году приехала в Петербург, была членом боевой организации РСДРП, занимавшейся экспроприациями (проще говоря, ограблениями). После Февраля 1917 года Слуцкая стала секретарем Василеостровского райкома партии большевиков. Во время борьбы с войсками Керенского и Краснова 30 октября 1917 года В. К. Слуцкая погибла близ Царского Села при транспортировке медикаментов красногвардейцам. Выбор для ее увековечения именно 15-й линии был обусловлен тем, что Слуцкая жила на этой улице, когда работала на ситценабивной фабрике «И. А. Воронин, Лютш и Чешер» (Кожевенная линия, 34). В советское время фабрика носила ее имя; теперь она называется «Северный текстиль». Имя Веры Слуцкой было присвоено и находящейся на 2-й линии больнице Святой Марии Магдалины.
      В отличие от фабрики и больницы, сохранявших имя революционерки вплоть до 90-х годов, новое имя 15-й линии не прижилось. Уже в 1930-е годы название «улица Веры Слуцкой» исчезло с карт города.
      В 1930-е годы 24—25-я линии были доведены до Среднего проспекта, а в 1960-е годы – до Малого. В 1940-е годы исчез участок 26—27-й линий от Невы до Кожевенной линии, и в 1960-е – участок 14—15-й линий у реки Смоленки.
      27 февраля 1989 года появились еще две линии – 28—29-я. Так, по аналогии с предыдущими, назвали небольшой проезд, проходящий западнее 27-й линии от Покровской больницы до Среднего проспекта.

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. — С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ. 2009.


.

Смотреть что такое "Линии Васильевского острова" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «Линии Васильевского острова» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»