Кино это:

Кино
Кино
      Первый в России публичный киносеанс состоялся в Петербурге 4 мая 1896 в помещении летнего театра «Аквариум». 6 мая эта же программа фильмов братьев Люмьер была показана в первом кинотеатре, устроенном на Невском проспекте (дом 46). До 1907 в Петербурге демонстрировались игровые и хроникальные фильмы, снятые иностранными фирмами (главным образом французские), а также В. А. Сашиным и А. К. Федецким. Летом 1907 фоторепортёр А. О. Дранков открыл «Первое синематографическое ателье А. О. Дранкова» (первое русское предприятие по производству кинолент) и снял отрывки из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (демонстрировались под название «Сцена из боярской жизни»). В 1908 вышел на экраны первый отечественный игровой фильм той же фирмы — «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»; в исполнении труппы Петербургского народного дома; сценарий В. М. Гончарова, режиссер В. Ф. Ромашков, операторы Дранков и Н. Ф. Козловский). В 1908—11 Дранков выпустил несколько десятков игровых и хроникальных фильмов (в том числе съёмки Л. Н. Толстого, М. Горького, похорон В. Ф. Комиссаржевской и др.). К 1916 в Петербурге действовали 9 фирм по производству кинокартин, 18 контор, занимавшихся прокатом, и 144 стационарных кинотеатра. В кино начали сниматься ведущие артисты столичных театров (К. А. Варламов, Л. С. Вивьен, В. Н. Давыдов, Ю. М. Юрьев, К. Н. Яковлев), появились профессиональные кинорежиссёры (В. М. Гончаров, Б. С. Глаголин, А. А. Чардынин), кинооператоры (Козловский, А. А. Рылло, Б. В. Франциссон). В 1911 в Петербурге вышли первые русские хроникальные киножурналы, большой доку-ментально-видовой фильм «Первый пробег на русском автомобиле из Санкт-Петербурга на Сенготард» (оператор А. А. Булла). В 1910 учреждён постоянный научный кинематограф в Литовском народном доме, в 1913 — в Политехническом институте.
      В 1917 в системе Внешкольного отдела Наркомпроса создан киноподотдел, руководивший проведением лекций и киносеансов в рабочих районах Петербурга в 1918 Наркомпрос РСФСР учредил петроградский областной кинокомитет, возглавивший всю работу на Северо-Западе страны. Тогда же выпущены первый фильм будущей кино/студии «Ленфильм» и первый советский игровой фильм о жизни страны после революции «Уплотнение» (сценарий А. В. Луначарского, режиссер А. П. Пантелеев, А. И. Долинов, Д. X. Пашковский). В 1919 открылась Школа экранного искусства при петроградском кинокомитете (позднее Институт экранного искусства). Дальнейшее развитие К. в Петербурге определялось Декретом Совнаркома РСФСР от 27 августа 1919 о национализации К. В 1918 создан Высший институт фотографии и фототехники (ныне ЛИКИ), изготовлены первые образцы отечественной киноплёнки. В мае 1922 организовано «Севзапкино» — красное предприятие, развернувшее плановое производство кинокартин. В 1925 началось регулярное производство кинокартин в помещении бывшего театра «Аквариум» (Каменноостровский, ныне Кировский, проспект, 10), где и сложилась будущая кион/студия «Ленфильм». В 1928 учреждена Ленинградская ассоциация революционных кинематографистов (ЛенАРК; прекратила существование в 1935), открылся первый в СССР Ленинградский дом АРК (Невский проспект, 72; позднее Дом кино). С 1921 работала фабрика эксцентричного актёра (ФЭКС) — мастерская под руководитель Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга; с 1927 началось оборудование кинофабрики «Белгоскино» (существовала в Ленинграде до 1939). В 1927 в Ленинграде открылись первый в СССР детский кинотеатр «Смена» и первый молодёжный кинотеатр «Крам» («Кино рабочей молодёжи», ныне «Молодёжный»). В 1929 в помещении Ленинградского дома кино открылся первый в СССР звуковой кинотеатр, оборудованный системой, разработанной группой ленинградских учёных во главе с А. Ф. Шориным. В 1931 на кино/студии «Ленфильм» выпущен первый звуковой игровой фильм «Одна» (режиссер Козинцев и Трауберг), тогда же в ЛИКИ состоялся первый выпуск инженеров звукового К. С 1932 аппаратуру для звукового К. начал выпускать завод «Ленкинап». В 1932 создана Ленинградская студия кинохроники (ныне ЛСДФ), в 1933 — Студия технических и учебных фильмов (ныне «Леннаучфильм»). В 1934 Ленинградская кинофабрика «Роскино» получила наименование «Ленфильм», с 1936 — кино/студия «Ленфильм». Первой из творческих организаций страны «Ленфильм» был награждён орденом Ленина (1935). Из фильмов 1920 х гг. получили известность «Дворец и крепость» (1924, режиссер А. В. Ивановский), «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1927) и «Новый Вавилон» (1929, все — режиссер Козинцев, Трауберг), «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Р. Гардин) и др.
      Среди наиболее значительных фильмов 30 х гг.: «Встречный» (1932, режиссер Ф. М. Эрмлер, С. И. Юткевич), «Чапаев» (1934, режиссер С. Д. и Г. Н. Васильевы), трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939; режиссер Козинцев, Трауберг), «Депутат Балтики» (1937) и «Член правительства» (1940, оба — режиссеры А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц), «Пётр Первый» (1937—39, режиссер В. М. Петров), «Человек с ружьём» (1938, режиссер Юткевич), «Великий гражданин» (1938—39, режиссер Эрмлер), «Учитель» (1939, режиссер С. А. Герасимов).
      14 июля 1941 вышел первый советский военный короткометражный фильм «Подруги, на фронт!» (режиссер В. В. Эйсымонт). Осенью 1941 коллектив «Ленфильма» был эвакуирован в Алма-Ату (до 1944), где были созданы фильмы «Она защищает Родину» (1943, режиссер Эрмлер), «Фронт» (1943, режиссеры братья Васильевы) и др. В дни войны ленинградские кинооператоры снимали жизнь осаждённого города и действия войск, защищавших Ленинград. В 1942 вышел полнометражный фильм «Ленинград в борьбе» (режиссеры Р. Л. Кармен, Н. Г. Комаревцев, В. М. Соловцрв, Е. Ю. Учитель). Среди фильмов послевоенных лет — киносказка «Золушка» (1947, режиссеры Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро), «Звезда» (1949, режиссер А. Г. Иванов), первый на «Ленфильме» цветной фильм «Мусоргский» (1950, режиссер Г. Л. Рошаль). Существенным сдвигом в решении современной темы стал фильм режиссера Хейфица «Большая семья» (1954). Заметное место в К. 2 й половины 50—60 х гг. заняли фильм «Дорогой мой человек» (1958, режиссер Хейфиц), «Солдаты» (1957, режиссер Иванов), «Родная кровь» (1964, режиссер М. И. Ершов), «Донская повесть» (1965, режиссер В. А. Фетин), «Дама с собачкой» (1960, режиссер Хейфиц), «Гамлет» (1964, режиссер Козинцев).
      Середина 60—70 е гг. отмечены рядом значительных режиссёрских работ, разных по темам и жанрам: «В огне брода нет» (1968, режиссер Г. А. Панфилов), «Король Лир» (1971, режиссер Козинцев), «Монолог» (1973, режиссер И. А. Авербах), «Плохой хороший человек» (1973, режиссер Хейфиц), «Премия» (1975, режиссер С. Г. Микаэлян), «Старший сын» (1975, режиссер В. В. Мельников), «Ключ без права передачи» (1977, режиссер Д. К. Асанова), «Двадцать дней без войны» (1977, режиссер А. Г. Герман).
      В 80 е гг. в работу ленинградского К. влилась группа талантливых молодых кинематографистов. Вместе с представителями старших поколений они продолжали разработку современной темы, ставя в своих фильмах острые проблемы и раскрывая сложный внутренний мир человека. Среди фильмов: «Последний побег» (1981, режиссер Л. И. Менакер), «Пацаны» (1984, режиссер Асанова), «Торпедоносцы» (1983, режиссер С. Д. Аранович), «Мой друг Иван Лапшин» (1984, режиссер Герман), «Порох» (1985, режиссер В. Ф. Аристов), «Левша» по рассказу Н. С. Лескова (1986, режиссер С. М. Овчаров), «Письма мёртвого человека» (1986, режиссер К. С. Лопушанский) и др.
      Ленинград — культурный центр кинообразования и научно-исследовательские работы в области К., которая ведётся в ЛИКИ и секторе кино Ленинградского института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова. Там же готовятся и кадры кинематографистов. В 60 е и в 80 е гг. работали Высшие режиссёрские курсы. С 1956 издаётся еженедельник «Кинонеделя Ленинграда». В 1964 и 1983 в Ленинграде проходили 1 й и 16 й Всесоюзные кинофестивали, в 1986 —39 й Международный конгресс МАНК (Международной ассоциации научного К.). В 1990 в Ленинграде вышел 1 й номер журнала «Сеанс», посвященный проблемам киноискусства.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Кино" в других словарях:

  • КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см …   Энциклопедия культурологии

  • Кино — Кино. Первый в России публичный киносеанс состоялся в Петербурге 4 мая 1896 в помещении летнего театра «Аквариум». 6 мая эта же программа фильмов братьев Люмьер была показана в первом кинотеатре, устроенном на Невском проспекте (дом 46). До 1907… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • КИНО — Фильм это жизнь, с которой вывели пятна скуки. Алфред Хичкок Фильм не кусок жизни, а кусок пирога. Алфред Хичкок Кино искусство не для ученых, а для неграмотных. Вернер Херцог Фотография это правда. А кино это правда 24 кадра в секунду. Жан Люк… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Кино — Кино  первая часть сложных слов, связанных по значению с кинематографическим делом[1]: В Викицитатнике есть страница по теме Кино …   Википедия

  • кино — сущ., с., употр. часто 1. Кино называют искусство кинематографии. Шедевры мирового кино. | Звёзды кино. | Российское кино. | Я очень люблю кино. 2. Кино называют кинотеатр. Часто ли вы ходите в кино? 3. Кино это кинофильм. Снимать кино. | Какое… …   Толковый словарь Дмитриева

  • кино — Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 в саду . Затем кинопрограммы показывались во временных помещениях на . Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 русским кинопредпринимателем ; архитектор… …   Москва (энциклопедия)

  • кино — кинематография, кинематограф, киноискусство; фильм, кинофильм, кинокартина, картина, кинолента, лента; искусство кино, большой экран, великий немой, синематограф, синема, кинотеатр, цирк, десятая муза, иллюзион, циркорама, стереокино, экран,… …   Словарь синонимов

  • КИНО — КИНО, нескл., ср. 1. То же, что кинематограф во 2 знач. Пойдем в кино. Что сегодня идет в кино? 2. То же, что кинематография. Работник кино. Советское кино. Совещание по вопросам кино. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • кино — КИНО, нескл., ср. 1. То же, что кинематограф во 2 знач. Пойдем в кино. Что сегодня идет в кино? 2. То же, что кинематография. Работник кино. Советское кино. Совещание по вопросам кино. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КИНО — КИНО, нескл., ср. 1. То же, что кинематограф во 2 знач. Пойдем в кино. Что сегодня идет в кино? 2. То же, что кинематография. Работник кино. Советское кино. Совещание по вопросам кино. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Кино, Делез Жиль. Жиль Делез, по свидетельству одного из его современников, был подлинным синефилом:"Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество - это кино".Делез не просто развивал… Подробнее  Купить за 1145 руб
  • Кино, Делез Жиль. Жиль Делёз, по свидетельству одного из его современников, был подлинным синефилом."Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество - это кино".Делёз не просто… Подробнее  Купить за 918 руб
  • Кино, Жиль Делёз. Жиль Делёз, по свидетельству одного из его современников, был подлинным синефилом. "Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество - это Кино". Делёзне просто развивал… Подробнее  Купить за 739 руб
Другие книги по запросу «Кино» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»