Железные дороги это:

Железные дороги
        С середины XIX века железные дороги быстро вошли в быт русского народа и получили отражение в литературных произведениях. Строительству первой протяженной железной дороги между Петербургом и Москвой Некрасов посвятил свое известное стихотворение. Важные для действия сцены на станциях и в вагонах железных дорог происходят в романах Л. Толстого «Анна Каренина» и «Идиот» Достоевского.
        За исключением перевода на электрическую и дизельную тягу, существенных изменений за это время в железных дорогах не произошло, поэтому поясним только некоторые забытые слова и понятия.
        В народе железная дорога долгое время называлась ЧУГУНКОЙ – первые рельсы делались из чугуна. «Хозяин приехал из Москвы на чугунке », – читаем у Тургенева. Но чаще для обозначения железнодорожного поезда употреблялось другое слово – МАШИНА. У темных людей невиданная машина поначалу вызывала суеверный ужас: странница Феклуша в «Грозе» Островского именует ее «огненным змием » и даже уверяет, что видела у него загребающие лапы.
        В «Идиоте» князь Мышкин отправляется в Псков «по машине », там же Рогожин садится «на машину ». «Машина в Петербург уйдет через четверть часа », – говорится в том же романе, а современный читатель может вообразить, что речь идет об автобусе, если бы не время действия и не контекст. Такая же «машина» встречается в произведениях Некрасова, Достоевского, Островского, Салтыкова - Щедрина, Л. Толстого. Только к началу XX века слово выходит из употребления.
        ПАРОВОЗ поначалу назывался… ПАРОХОДОМ. Это обстоятельство до сих пор смущает слушателей знаменитой «Попутной песни» М. И. Глинки, написанной на слова Н. В. Кукольника:


        Дым столбом – кипит, дымится
        Пароход…


        А далее:


        И быстрее, шибче воли,
        Поезд мчится в чистом поле.


        Песня сочинена в 1840 году, когда уже действовала короткая железнодорожная линия между Петербургом и Царским Селом.
        Слово «ВОКЗАЛ» в значении здания крупной железнодорожной станции вошло в язык только в 1870 - х годах, до этого говорилось «станция железной дороги». Так читаем еще у Льва Толстого, Островского, у Чернышевского в «Что делать?».
        Первые железнодорожные вагоны, даже высшего класса, с нашей точки зрения, были крайне неудобными. Из Петербурга в Москву ехали сутки, таким образом, и ночью, однако спальных вагонов не было. Отапливались вагоны железной печкой, освещались тусклыми свечами, потом уже газовыми фонарями. Во всем поезде не было туалета. В таких условиях путешествовали в поездах герои Л. Толстого и Достоевского.
        Паровоз долгое время назывался ПАРОВИКОМ, проводник – КОНДУКТОРОМ, вокзальные носильщики – АРТЕЛЬЩИКАМИ, так как были объединены в артели, перрон – ДЕБАРКАДЕРОМ, то, что ныне именуется тамбуром, называлось патриархально – СЕНЯМИ. В рассказе Бунина «Несрочная весна» читаем: «Не выдержав, я бросил место и ушел стоять в сени. А в сенях оказался знакомый, которого я не видел уже года четыре: стоит, качается от качки вагона бывший профессор ».
        Об отправлении поезда на станции возвещал звук сигнального рожка или колокола. В зале ожидания об этом «зычным, величественным басом » объявлял «огромный швейцар в длинной ливрее » (Бунин. Жизнь Арсеньева).
        Вагоны были трех классов. В стихотворении Блока «На железной дороге» есть проникновенные строки: «…Молчали желтые и синие; / В зеленых плакали и пели ». Смысл их становится понятен только тогда, когда мы узнаем, что желтыми были вагоны первого класса, синими – второго, а зелеными – третьего, самые дешевые.
        Во второй половине XIX века в городах, на смену примитивной линейке, появляется новый вид рейсового транспорта – конно - железная дорога. Это были ходившие по рельсам, запряженные лошадями вагончики с сидячими местами для пассажиров. Более дешевые места находились на крыше – ИМПЕРИАЛЕ, куда можно было взобраться по винтовой лестнице. Женщинам на империале ездить запрещалось. В просторечии конно - железную дорогу прозвали КОННОЖЕЛЕЗКОЙ, затем просто КОНКОЙ. Чеховская Каштанка «бросалась с лаем на вагоны конножелезки ». Действие юморески Чехова «Двое в одном» происходит в вагоне конки. В начале XX века конку быстро вытеснил трамвай, пущенный по тем же рельсам с надвешенным над ними контактным проводом. Первое время трамвай в отличие от конки называли весьма нелепо – ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ КОНКОЙ, хотя никаких коней при нем, естественно, не было.
        Автобусы и троллейбусы появились в России уже после революции, поэтому отражения в старой классической литературе не нашли.

Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. . 1989.

Смотреть что такое "Железные дороги" в других словарях:

  • Железные дороги — ■ Если бы Наполеон имел их в своём распоряжении, он был бы непобедим. ■ Восторгаться изобретением их и говорить: «Я, милостивый государь, собственной персоной был сегодня в городе X., покончил со всеми своими делами, и так далее, и в десять часов …   Лексикон прописных истин

  • Железные дороги — (railways), вид транспорта, используемого для перевозки людей и грузов на большие расстояния. Периодом бурного развития Ж.д. стал 19 в. С 16 в. в Европе на рельсовом пути использовались тележки, приводившиеся в движение человеком или лошадью для… …   Всемирная история

  • ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ — (мед. сан. обслуживание). В СССР сеть ж. д. имеет протяженность 74.656 км (1928 г.). В административном и хозяйственном отношениях сеть разбита на 26 отдельных дорог,ведущих свое отдельное хозяйство и управляемых отдельными правлениями дорог, но… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Железные дороги — Макет головного вагона поезда Siemens Velaro RUS на Московском вокзале Санкт Петербурга Железнодорожный транспорт  вид транспорта перевозка грузов и пассажиров на котором, осуществляется по рельсовым путям. Содержание 1 Железная дорога …   Википедия

  • Железные дороги — в Японии являются важнейшим видом транспорта. Первая железнодорожная линия длиной 28 км была открыта в 1872 г. между Симбаси (Токио) и Иокогамой (паровоз был британского производства). В ранний период модернизации в Японию приглашались… …   Вся Япония

  • Железные дороги — 28. Железные дороги 0,3 0,3(0,01) 3. Укладка и разборка пути с применением механизированного инструмента 1,2 0,67(0,03) 0,4 0,36(0,01) 1 0,8(0,05) 8,8 8,8 11. Установка железобетонных раздельных опор и фундаментов с рытьем котлована. Изоляция… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Железные дороги — ЖЕЛѢЗНЫЯ ДОРОГИ. Помимо экономич. значенія для страны, Ж. д. представляютъ важный факторъ воен. могущ ва государства. Ни компл ніе воин. частей въ періодъ мобил ціи, ни соср ченіе арміи, ни продовольствіе соврем. массов. армій немыслимы безъ… …   Военная энциклопедия

  • Железные дороги Туркменистана — Логотип Туркменских жд. Железные дороги Туркменистана (туркм. Türkmənistan Dəmir Yollari)  государственная организация владеющая и управляющая сетью железных дорог в Республике Туркменистан. Общая протяженность железных дорог … …   Википедия

  • Железные дороги Кипра — Карта маршрутов железных дорог Кипра Государственные железные дороги Кипра (CGR) имели ширину колеи 762 мм и действовали на Кипре в период с октября 1905 по декабрь 1951 года. При общей протяженностью 122 км было 39 станций, платформ и… …   Википедия

Книги

  • Железные дороги BRIO, . В состав набора деревянной железной дороги входит железнодорожное полотно, поезд с грузовым вагоном, секция с краном, грузы, светофор, полотно автомобильной дороги, грузовая и легковая… Подробнее  Купить за 1414900
  • Железные дороги Технопарк, . Скоростной поезд сапсан ржд "Технопарк" пластиковый, инерционный на батарейках. свет+звук, открываются двери, скоростной поезд сапсан. лицензия ржд. размер 23 см, материал пластик,… Подробнее  Купить за 271700
  • Железные дороги России, . Санкт-Петербург, начало XX века. Картографическое заведение А. Ильина. Атлас с 23 цветными картами. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Из предисловия к изданию: "Карта железных… Подробнее  Купить за 29498 руб
Другие книги по запросу «Железные дороги» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»