ПОДКРЕПЛЕНИЕ

ПОДКРЕПЛЕНИЕ

        В контексте учения о высшей нервной деятельности П. называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного рефлекса. В качестве подкрепляющего рассматривают любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции или формы поведения.
        Если в трудной ситуации пациентка почувствует, например, головную боль и одновременно с этим заметит повышенное внимание к себе и заботу со стороны окружающих и/или близких, это выступит в качестве фактора, подкрепляющего симптом. И тогда всякий раз в сходных обстоятельствах у больной могут обостряться ощущения, связанные с этим симптомом. Пациентка, которая получает П. своих страхов (например, боязнь самостоятельно ходить по улице из-за представлений о возможности внезапного обморока) в форме постоянного сопровождения ее мужем и не получает соответствующей помощи от других членов семьи, научается распознавать условия, ведущие к получению П. и не ведущие к нему. Единственное различие в данном случае заключается во внешних условиях. Таким образом, в идеале пациентка должна усвоить разницу между своими ощущениями, между страхом и физическим дискомфортом, с одной стороны, и чувством комфорта — с другой. Когда она научится направлять свое поведение в зависимости от этих стимулов, оно будет поставлено под стимульный контроль.
        Выделяют первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы П., т. е. нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения. При неврозах это опека близкого человека и, как следствие, освобождение от многих обязанностей по дому или в быту, при появлении или обострении патологических расстройств — уменьшение по той же причине нагрузок в производственной сфере или полное отстранение от работы, — все это является для пациента факторами первичного П. болезни. А роль больного дает дополнительные привилегии — создаются условия, например, для хронической «эксплуатации» других людей или для манипуляций их поведением, что следует рассматривать как фактор, уже вторично подкрепляющий невротические расстройства.
        Существуют различные схемы П. В ответ на многочисленные жалобы больного, например, с ипохондрическим симптомокомплексом, сотрудники лечебного учреждения (сестра или врач), не зная точно, имеют ли жалобы достаточно объективное основание, вполне могут следовать простому правилу: если пациенту только что предоставили все необходимое (провели диагностическое обследование или лечебную процедуру, дали соответствующее лекарство), не обращать внимания на его жалобы в течение ближайших 2 часов. Однако по истечении этого срока следует подойти к нему по первой же просьбе. С помощью такого правила будет установлена определенная схема П. В данном случае П. дается, когда пациент впервые вновь будет обеспокоен своим самочувствием по истечении 2 часов после получения предыдущего П. Это схема П. с фиксированным (2-часовым) интервалом. Хотя цель медперсонала — установить стимульный контроль, т. е. научить пациента предъявлять жалобы на ухудшение самочувствия только тогда, когда для этого действительно имеются серьезные предпосылки или основания. Вероятно, в подобных случаях больной быстро приспосабливается к схеме и начинает повторно жаловаться на недомогание через 2 часа после П., полученного на его предшествующее обращение за медицинской помощью.
        Возможны и другие схемы. Так, врач может варьировать упомянутое правило, выжидая когда по 30 минут, а когда и по 2— 3 часа. Если при этом средний промежуток составляет по-прежнему 2 часа, то это схема П. с переменным (2-часовым) интервалом. Если сестра просто считает обращения пациента за дополнительной медицинской помощью и удовлетворяет, например, каждое пятое, выделяют пятикратную схему П. с фиксированной кратностью. Если же число жалоб больного, после которых он все же добивается повышенного внимания к себе со стороны медперсонала, варьируется при прежней средней кратности, это схема П. с переменной кратностью.
        До сих пор рассматривалось положительное П., при котором пациенты получают то, чего они хотят. Аналогичная система правил определяет их реакции на отрицательное П. — условия, связанные с неприятными или опасными для них событиями.
        По ходу лечебного процесса психотерапевт должен эффективно использовать основные механизмы различных вариантов П. Избирательно подкрепляя определенные высказывания и формы поведения больного, врач может способствовать его самораскрытию и большей аутентичности. Передавая информацию по двум основным каналам (путем невербальной коммуникации и языковыми средствами), психотерапевт активно и дифференцированно влияет на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты системы отношений пациента с целью ее психологической коррекции и восстановления адаптивных возможностей индивида.
        Современная видеотехника, в основных формах ее применения в психотерапии, также может служить надежным инструментом для повышения эффективности лечения через интенсивное и направленное использование механизмов П.
        См. также ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. . 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПОДКРЕПЛЕНИЕ" в других словарях:

  • подкрепление — в учении о высшей нервной деятельности (см. Павлов Иван Петрович) безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула …   Большая психологическая энциклопедия

  • подкрепление — пополнение, поддержка; поддерживание, обоснование, поддержание, помощь Словарь русских синонимов. подкрепление поддержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ — ПОДКРЕПЛЕНИЕ, подкрепления, ср. 1. только ед. Действие по гл. подкрепить подкреплять и состояние по гл. подкрепиться подкрепляться. Дать больному вина для подкрепления. Подкрепление мирных трактатов реальной силой. 2. Воинская часть, отряд для… …   Толковый словарь Ушакова

  • Подкрепление — денежные средства на счетах участников клиринговых расчетов, предназначенные для урегулирования взаимных обязательств. При клиринговых расчетах каждый участник зависит от действий других участников, что порождает дополнительные: кредитный риск… …   Финансовый словарь

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ — ПОДКРЕПЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. подкрепить. 2. То, что подкрепляет, служит помощью, поддержкой. В бригаду пришло молодое п. 3. Силы и средства, поступающие для усиления войск. Подошли подкрепления. Свежие подкрепления. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ — ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Один из способов обучения, заключающийся в оценке действий учащихся в процессе обучения. П. обычно предшествует контроль. П. может быть положительным и отрицательным …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ — У этого термина множество дефиниционных вариаций, однако все они относятся к теоретическим вопросам теории научения относительно того, что такое подкрепление и как оно функционирует. В основе их всех лежит относительно простое значение: 1.… …   Толковый словарь по психологии

  • подкрепление — • значительное подкрепление …   Словарь русской идиоматики

  • Подкрепление — система педагогических мер, являющихся подтверждением правильности (положительное подкрепление) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это, прежде всего, система методов стимулирования, в частности, поощрение и наказание …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • подкрепление — получить подкрепление • действие, получатель …   Глагольной сочетаемости непредметных имён


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»