Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.
"Мадонна Бенуа" ("Мадонна с цветком").
Около 1478.
Эрмитаж. Ленинград.

Леона́рдо да Ви́нчи (Leonardo da Vinci) (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467—72). В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, — оба в Уффици; так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, ГЭ) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В «Поклонении волхвов» (1481—82, не закончена; подмалёвок — в Уффици) превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо да Винчи выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников, свыше 10 лет работал над конным монументом Франческо Сфорца — отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В это же время Леонардо да Винчи создал «Мадонну в скалах» (1483—94, Лувр; второй вариант — около 1497—1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись «Тайная вечеря» (1495—97; из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники — масло с темперой — сохранилась в сильно повреждённом виде; в XX в. реставрирована); её высокое этическое содержание выражено в математических закономерностях композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, гармонической уравновешенности форм. «Тайная вечеря» знаменует одну из вершин в развитии европейской живописи. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты «идеального» города и центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру.
Последующие годы Леонардо да Винчи проводил в непрестанных переездах (Флоренция — 1500—1502, 1503—06, 1507; Мантуя и Венеция — 1500; Милан — 1506; 1507—13; Рим — 1513—16; Франция — 1517—19). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503—06, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В исступлённой схватке конных воинов и пехотинцев Леонардо да Винчи стремился показать «зверское безумие» войны (по выражению самого Леонардо да Винчи). В портрете Монны Лизы (так называемая Джоконда; около 1503, Лувр) воплотил возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат проекты памятника маршалу Тривульцио (1508—12), алтарные образы «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500—07, Лувр), завершающие поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонически совершенного пирамидального построения композиции, и «Иоанн Креститель» (около 1513—17, Лувр), свидетельствующий о нарастании в творчестве Леонардо да Винчи канонических тенденций; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514—16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. «Трактат о живописи», составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были неразрывно связаны. Первое место среди искусств он отводил живописи, понимая её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В детализированных анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал символом эпохи, «... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности» (Энгельс Ф., смотри Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346).
Соч.: Tutti gli scritti, v. 1, Mil., 1952; в рус. пер. — Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения, т. 1—2, М., 1935; Избранные естественнонаучные произведения, М., 1955; Анатомия. Записки и рисунки, М., 1965.
Лит.: Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М.—Л., 1961; Гуковский М. А., Леонардо да Винчи, Л.—М., 1967. Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, 2 изд., М., 1969; Дживелегов А. К, Леонардо да Винчи, М., 1974; Нардини Б., Жизнь Леонардо, [пер. с итал.], М., 1978; Гастев А., Леонардо да Винчи, М., 1962; Kemp M., Leonardo da Vinci, Camb, (Mass.), 1981.

Леонардо да Винчи.  Автопортрет.

Леонардо да Винчи.
Автопортрет.
Сангина.
Около 1510—1513.
Библиотека. Турин.

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.
"Мадонна в скалах".
Около 1497—1511.
Национальная галерея. Лондон.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Леонардо да Винчи" в других словарях:

  • Леонардо да Винчи —         (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… …   Художественная энциклопедия

  • Леонардо да Винчи — Леонардо Да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510 13. Библиотека. Турин. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Леонардо да Винчи — ЛЕОНАРДО (правильнее Лионардо) да ВИНЧИ (Lionardo da Vinci, 1452 1519) великий итальянский художник и ученый, совершеннейший представитель того типа «универсального человека» (uomo universale), к рый был идеалом итальянского Ренессанса (см.). Сын …   Литературная энциклопедия

  • Леонардо да Винчи — (1452 1519 гг.) живописец, скульптор, архитектор, инженер и философ Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности. Было вино поглощено… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Леонардо да Винчи — (Leonardo da Vinci) (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Первым начал систематизированное изучение проблем полёта. Пытался постигнуть природу сопротивления среды движению в ней тел,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Леонардо да Винчи — (Leonardo da Vinci) (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Первым начал систематизированное изучение проблем полёта. Пытался постигнуть природу сопротивления среды движению в ней тел,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Леонардо да Винчи — Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1510 1513 гг. Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1510 1513 гг. Леонардо да Винчи () итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам… …   Современная энциклопедия

  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — (Leonardo da Vinci) (1452 1519) итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого …   Большой Энциклопедический словарь

  • Леонардо да Винчи — (1452 1519 гг.) итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Он …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»