«звериный стиль»

«звериный стиль»
Украшение скифского щита из Келермесского кургана.

Украшение скифского щита из Келермесского кургана.
Литое золото. Штамповка, чеканка, янтарь, эмаль.
Начало VI в. до н. э.
Эрмитаж. Ленинград.

«звери́ный стиль», условное наименование широко распространённого в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Хотя изображения животных (наскальные росписи, мелкая и монументальная пластика) появились в искусстве в эпоху палеолита и широко встречаются в памятниках первобытной художественной культуры в Европе, Азии, Африке и других районах, «звериный стиль» как характерный вид декора сложился и широко распространился (преимущественно в степях и лесостепях Евразии) в железном веке (1-е тысячелетие до н. э.), в эпоху разложения родоплеменного строя и формирования военной демократии. Его происхождение связано с пережитками тотемизма (культа животных — прародителей рода) и утверждением роли воина — племенного вождя. Первоначальный декор в «зверином стиле» характерен для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.). В наиболее развитом виде «звериный стиль» выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов и ведёт своё происхождение, по мнению ряда исследователей, от древнего искусства Передней Азии. Художественные произведения в «Звериного стиля» у каждого из народов имеют свой набор наиболее характерных сюжетов (так, у скифов часто встречаются изображения оленей и пантер, у фракийцев — сцен борьбы зверей и охоты всадника и т. п.), что связано, очевидно, с характером сложившихся религиозных верований (например, типично зороастрийские мотивы у саков). Специфичны у каждого из народов и способы художественной трактовки образов. Так, в искусстве скифов Северного Причерноморья, испытывавших культурное воздействие древнегреческих городов, живость в передаче характерных черт, повадок и движений животных, динамизм композиции и объёмность изображений сочетаются с искусным приспособлением к форме и материалу предметов. Животные, как правило, изображаются в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами, свернувшимися в клубок и т. д.). В искусстве фракийцев, во многом исходившем от художественных традиций Древней Греции и ахеменидского Ирана, в дальнейшем всё сильнее проявлялись самобытные наивно-реалистические черты. Изысканная декоративность плоскостных линейных изображений (резьба по дереву, войлочная аппликация и др.) характерна для «звериного стиля» древних алтайцев. По мере развития «звериного стиля» у каждого из народов жизненное, реалистичное начало всё более вытесняется чертами декоративной условности и стилизации, проявившимися наиболее ярко в искусстве сарматов. Причудливо переплетённые тела животных, образующие орнаментальные композиции, часто украшались цветными вставками из эмали, стекла, самоцветов. В эпоху Великого переселения народов (IV—VII вв.) «звериный стиль» сарматов оказал влияние на искусство германских племён (см. Германцы древние), которые способствовали его широкому распространению в странах Центральной и Западной Европы (что находит, в частности, отражение в искусстве норманнов). Во второй половине 1-го тысячелетия н. э., по мере утверждения христианства и мусульманства, «звериный стиль» постепенно утратил своё значение. Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве различных народов, в том числе Западной и Восточной Европы, Западной Сибири (ювелирные изделия, книжная миниатюра, резьба по дереву, камню и кости, камень архитектурный декор и др.).
Лит.: Артамонов М. И., Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа, Прага—Л., [1966]; его же, Сокровища саков, М., 1973; Грибова Л. С., Пермский звериный стиль, М., 1975; Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, М., 1976; Rostovtseff M., The animal style in South Russia and China, Lpz.—L., 1929; Jettmar K., Die frühen Steppenvölker. Der Eurasiatische Tierstil, Baden-Baden, 1964; Brentjes B., Der Tier stil in Eurasien, Lpz., 1982.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "«звериный стиль»" в других словарях:

  • Звериный стиль — Звериный стиль  условное обозначение художественного стиля, отличающееся созданием предметов с изображениями животных и мифических существ, широко представленного в археологических культурах бронзового и железного веков. Содержание 1 Общие… …   Википедия

  • Звериный стиль —         условное наименование широко распространённого в древнем декоративно прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей.… …   Художественная энциклопедия

  • Звериный стиль — Звериный стиль. Олень. Украшение щита из кургана у станицы Костромской. 6 в. до н.э. Эрмитаж. ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное название стилизованных изображений животных и частей их тела в древнем и средневековом искусстве. Преобладал в искусстве скифов …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное название стилизованных изображений животных и частей их тела в древнем и средневековом искусстве. Преобладал в искусстве скифов, норманнов и др …   Современная энциклопедия

  • Звериный стиль —         условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в… …   Большая советская энциклопедия

  • звериный стиль — условное общее название широко распространённых в искусстве древности стилизованных изображений животных и частей их тела. Наиболее развит в искусстве скифов, древних германцев, угро финнов и др.; традиции его сохранились в средневековом… …   Энциклопедический словарь

  • Звериный стиль —    см.: Пермский звериный стиль, Савромато сарматский звериный стиль …   Уральская историческая энциклопедия

  • звериный стиль — Звери/ный стиль (орнамент) Условное название стиля (орнамента) в прикладном искусстве древности, использовавшего изображение животных …   Словарь многих выражений

  • «Звериный стиль» — ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ усл. обозначение декора, распространенного в др. иск ве, осн. мотивом к рого было стилизов. изображение животных (или отд. частей их тела), чаще всего представл. в борьбе, а иногда оплетенных путами, ремнями. Термин З. С.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»