Сезанн

Сезанн
Сеза́нн
(Cézanne) Поль (1839, Экс-ан-Прованс – 1906, там же), французский живописец, представитель постимпрессионизма. Сын банкира. Учился в колледже Бурбон в Эксе вместе с писателем Э. Золя; одновременно проходил курс рисунка при городском музее. В 1861 г. приехал в Париж, где посещал частную Академию Сюиса (1862—65); познакомился с К. Писарро, а позднее с К. Моне, О. Ренуаром, А. Сислеем. Не пройдя по конкурсу в Школу изящных искусств, вернулся домой и поступил на службу в контору отца, не оставив, однако, твёрдого намерения стать художником.
В этот т. н. тёмный, или романтический, период (1862—72) художник писал трагические сцены («Убийство», 1867—70), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865—67), создал «Портрет отца» (ок. 1867 г.), запечатлел свою сестру, исполняющую музыку Р. Вагнера («Девушка за пианино. Увертюра к “Тангейзеру”», ок. 1869 г.). Сезанн часто бывал в Париже, встречался с будущими импрессионистами и ежегодно безуспешно пытался экспонировать картины в Салоне.
В импрессионистический период (1873—76) художник работал на пленэре вместе с импрессионистами в Понтуазе и Овере, учился раздельному мазку у К. Писарро. В 1874 и 1877 гг. он участвовал в выставках импрессионистов. Но вскоре под влиянием Э. Золя, советовавшего «живописцам впечатлений» обратиться к более значительным темам, Сезанн заявил о своём намерении «сделать импрессионизм чем-то более основательным и постоянным». Художник обладал особым цветовым и пространственным видением, на основе которого создал к 1880 г. новую живописную систему, стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления, но конструктивную основу мира. Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными, а пространство – сферическим. Цветовая гамма, чёткость контуров практически не меняются по мере удаления предметов в глубину («Дом доктора Гаше», «Эффект снега», «Панорамный вид Овера»; все – 1873—75). Пространство в «Доме повешенного» (1873) построено как система наклонных осей; дом повешенного отклонён влево, дом перед ним – вправо, камень в нижнем углу – снова влево.

П. Сезанн. «Автопортрет». Ок. 1879—82 гг. Художественный музей. Берн
П. Сезанн. «Автопортрет». Ок. 1879—82 гг. Художественный музей. Берн

 

П. Сезанн. «Девушка за пианино. Увертюра к “Тангейзеру”». Ок. 1869 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
П. Сезанн. «Девушка за пианино. Увертюра к “Тангейзеру”». Ок. 1869 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 

П. Сезанн. «Натюрморт с драпировкой». Ок. 1895 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
П. Сезанн. «Натюрморт с драпировкой». Ок. 1895 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 
С кон. 1870-х по 1888 г. длился зрелый, или конструктивный, период творчества мастера. Художник лепил форму цветом, подбирая для каждого фрагмента особый тон, и после длительного обдумывания накладывал его отдельным четырёхугольным мазком. Натюрморты Сезанн писал так долго, что настоящие фрукты начинали портиться, поэтому он стал работать с гипсовыми муляжами. В классически ясных и спокойных пейзажах перспективные линии не сходятся в одной точке, а закругляются «как по краю блюдца»; дальние предметы приподнимаются и увеличиваются («Дома у дороги», ок. 1881 г.; «Берега Марны», ок. 1888 г.).
Последний период творчества Сезанна (1890–1906) называют синтетическим. Незыблемый мир распадается, природные тела растворяются в светоносной пространственной среде («Гора Св. Виктории», варианты 1900 и 1906 г.). В эти годы Сезанн редко посещал Париж (за что его прозвали «отшельником из Экса»), работая над большими сериями картин: «Курильщики», «Игроки в карты», «Гора Св. Виктории», «Купальщики», «Купальщицы».
Почти каждый из крупных художников 20 в. в той или иной степени испытал воздействие искусства Сезанна. Кубисты восприняли от него умение дробить пространство и формы на части и снова складывать их, как головоломку. А. Матисс и фовисты научились строить форму чистым цветом. Влияние Сезанна сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы «Наби», мастеров объединения «Бубновый валет», которых называли русскими «сезаннистами».
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Сезанн" в других словарях:

  • Сезанн — Сезанн, Поль Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839(1839 01 19) …   Википедия

  • Сезанн П. — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн — (Cezanne) Поль (1839 1906) Французский живописец, представитель постимпрессионизма, один из наиболее значительных художников последней трети XIX нач. XX в. С его именем связывают кардинальные перемены в искусстве XX в. Детство и юность будущего… …   Энциклопедия культурологии

  • Сезанн — (Cézanne)         Поль (19.1.1839, Эксан Прованс, 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер Постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858 62) и Академию Сюиса в Париже (1861 65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К …   Большая советская энциклопедия

  • Сезанн — Поль (Cezanne, Paul) 1839, Экс ан Прованс 1906, Экс ан Прованс. Французский живописец, график. Творчество Сезанна относят обычно к периоду, называемому постимпрессионизм (от лат. post после). Происходил из семьи ремесленника по изготовлению шляп …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • СЕЗАНН (Cezanne) Поль — (19 января 1839 Экс ан Прованс 22 октября 1906, там же), французский живописец. Юность. Годы ученияУчился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сезанн, Жан Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн Поль —         (Cezanne) (1839 1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861 65). Благодаря Э. Золя и К. Писсарро сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими представителями… …   Художественная энциклопедия

  • Сезанн Поль — Сезанн (Cézanne) Поль (19.1.1839, Эксан Прованс, ‒ 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858‒62) и Академию Сюиса в Париже (1861‒65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»