- ордер архитектурный
- о́рдер архитекту́рныйодин из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей. Колонны широко применялись в древнеегипетской и крито-микенской архитектуре, однако лишь в Древней Греции была впервые выработана строгая система, основанная на пропорциональном соотношении всех частей здания. Основными элементами ордера являются: цокольная часть здания (трёхступенчатый стилобат), колонны (состоят из базы, ствола и капители) и антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза). В древнегреческой архитектуре сложились три классических ордера, которые продолжают применяться и поныне: дорический, ионический и коринфский.
Калликрат. Ионический храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. 442–420 гг. до н. э.
Древнейший – дорический ордер, распространившийся в 7–6 вв. до н. э. Дорическая колонна не имеет базы; ствол, сужающийся кверху, покрыт желобками-каннелюрами, что подчёркивает её вертикальную направленность. Широкие, мощные, чуть утолщённые посредине колонны отличает мужественный, суровый облик. Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки (эхина) и квадратной плиты (абаки). Балка архитрава гладкая, фриз разделён на триглифы (прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками) и квадратные метопы. Завершается антаблемент профилированным карнизом. Двускатная кровля храма образует на торцовых сторонах пологие треугольники – фронтоны. Метопы и фронтоны украшались первоначально живописными, затем – скульптурными изображениями.
Дорические колонны храма Геры в Пестуме. 6 в. до н. э.
Второй ордер – ионический появился чуть позднее. Ионические колонны отличаются стройностью пропорций, лёгкостью и нарядностью; они тоньше и относительно выше дорических, что подчёркивается каннелюрами, между которыми оставлены узкие «дорожки». Колонна стоит на сложно профилированной базе и увенчана капителью в виде двух упругих завитков. Архитрав разделён на три горизонтальных уступа, фриз украшен сплошной линией рельефов.
Коринфская колонна храма Асклепия в Эпидавре. 4 в. до н. э.
В кон. 5 в. до н. э. появился коринфский ордер. Будучи вариантом ионического, он отличается более утончёнными и изысканными пропорциями. Коринфская капитель напоминает корзину, увитую листьями и цветами аканфа (вьющегося растения). Римский архитектор и теоретик Витрувий уподоблял дорические колонны «неукрашенной мужской красоте», ионические – «утончённости и соразмерности женщин», коринфские – «девичьей стройности». «Очеловеченные» пропорции древнегреческих колонн позволяли легко заменять их в некоторых случаях на статуи, например кариатиды.
Архитектурные ордера: а – дорический; б – ионический; в – коринфский; 1 – карниз; 2 – фриз; 3 – архитрав; 4 – капитель; 5 – ствол колонны; 6 – база
Размеры всех частей ордера были строго согласованы между собой в соответствии с определённой мерой. Единицей меры был радиус колонны, зная который, можно восстановить размеры всего храма (на этом основаны современные реконструкции). Высота дорической колонны – 16 радиусов, более стройной ионической – 18. Дорические колонны отстоят одна от другой на три радиуса, ионические – на пять. Высота базы ионической колонны составляет один её радиус, капители – треть радиуса, высота архитрава, фриза и карниза – по полтора радиуса.
Римляне добавили к трём классическим ордерам новые разновидности – тосканский, с гладкими, без желобков-каннелюр колоннами, и сложный, или композитный, ордер, в котором колонны завершались двумя поставленными одна над другой капителями (например, ионической и коринфской).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.