Альберти

Альберти
Альбе́рти
(alberti) Леон Баттиста (1404, Генуя – 1472, Рим), итальянский архитектор, инженер, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Сын знатного флорентийца, изгнанного из города по политическим мотивам. Получил образование в Падуе, в школе гуманиста Гаспарино да Барцицца. Окончил Болонский университет со степенью доктора канонического права (1428). С 1432 г. обосновался в Риме, где до конца жизни служил аббревиатором (нотариусом) при папской курии. Среди его друзей были гуманисты и художники (Ф. Брунеллески, Донателло, Л. Гиберти), учёные (П. дель Поццо Тосканелли), папа Николай V, правители (П. и Л. Медичи, Л. Гонзага, С. Малатеста, Л. д’Эсте, Ф. да Монтефельтро) и простые ремесленники. В ряде трактатов обобщил художественный опыт своего времени, обогатив его достижениями науки («О статуе», 1435; «О живописи», 1436, – первое научное описание линейной перспективы; «О семье» (1437—41); «Десять книг о зодчестве», 1450, – первая печатная книга об архитектуре, основанная на труде Витрувия. Опубликована в 1485 г. и др.).

Л. Б. Альберти. Церковь Санта-Мария Новелла 1456—70 гг. Флоренция
Л. Б. Альберти. Церковь Санта-Мария Новелла 1456—70 гг. Флоренция

 
Преодолев средневековое видение мира, Альберти стремился к новаторству, творчески интерпретируя законы античного искусства. Его картины и скульптуры почти не сохранились. Классический ордер, взятый из римской античной архитектуры, творчески применил к традициям тосканского зодчества. В палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—51, строил Б. Росселлино) на фасад трёхэтажного здания наложена сетка классических ордеров. Плоский рустованный (облицованный прямоугольными каменными плитами) фасад расчленён тремя ярусами пилястр, обрамляющих арочные окна, и лентами антаблементов; завершается сильно вынесенным карнизом. Альберти создал новый тип городского дворца, в котором замкнутость и «крепостной» характер средневековых построек сменяются ясностью форм и идеальными пропорциями античной архитектуры. По заказу Ручеллаи завершил фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456—70; строил Дж. да Бертино). Не разрушая элементы готической базилики 14 в. (узкие боковые двери, стрельчатые арки, круглое окно-розу), создал декор, отвечающий духу нового времени: применил инкрустацию цветными мраморами, впервые использовал волюты, объединившие центральный высокий неф с пониженными боковыми. Фамильная капелла Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио (1467), украшенная пилястрами и мраморной инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, стилистически близка к предыдущей постройке.

Л. Б. Альберти. Капелла Сант-Андреа в Мантуе. 1470—76 гг.
Л. Б. Альберти. Капелла Сант-Андреа в Мантуе. 1470—76 гг.

 
В проектах Альберти в Северной Италии ярко воплотилась программа «возрождения» древнеримской архитектуры. Перестройка готической церкви Сан-Франческо в Римини (1447—68), согласно воле тирана Сиджисмондо Малатеста, должна была превратить это здание в фамильный мавзолей. Альберти спроектировал монументальный фасад в виде двухъярусной триумфальной арки, напоминавший о величии Древнего Рима (замысел был осуществлён лишь частично). Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460, строил Л. Фанчелли), возведённая по заказу герцога Лодовико Гонзага, представляла собой центрическую, крестообразную в плане постройку, перекрытую большим куполом. В высоком цокольном этаже находилась крипта с отдельным входом. Фасад воссоздавал портик храма-периптера. Ко входам вела высокая лестница, стены были украшены пилястрами большого ордера (пилястры охватывали весь фасад здания на высоту нескольких этажей). Большой ордер, впервые применённый Альберти, стал любимым мотивом церковного зодчества Позднего Возрождения и барокко. Последний проект был осуществлён в Мантуе уже после смерти мастера. Капеллу дель Инкороната (1478—80) отличают архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок, легко несущих купол и своды.
Альберти воплотилв себе ренессансный идеал гармонической личности: с безмерным упорством он совершенствовал свой физический и нравственный облик, воспитывая в себе человеколюбие, доброжелательность, сдержанность. Круг его интересов был поистине безграничен: наука и искусство, проблемы семьи и общества, психология и этика, математика, оптика, механика, породы лошадей, тайны женского туалета, шифровальные коды; он изобрёл гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), проектировал механизмы для подъёма затонувших римских галер, заново переосмыслил теорию пропорций. Теоретические сочинения и художественные произведения Альберти, его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства эпохи Возрождения.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Альберти" в других словарях:

  • Альберти —     АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Alberti Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя 25 апреля 1472, Рим) итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известных гуманистов… …   Философская энциклопедия

  • Альберти — Леон Баттиста (Leone Battista Alberti, 1406–1472) один из характерных представителей итальянского Возрождения писатель, художник, архитектор, скульптор, математик, юрист, физик, механик. Поклонник античности, он в то же время обосновывает… …   Литературная энциклопедия

  • АЛЬБЕРТИ — (Alberti) Леон Баттиста (1404 72), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства Раннего Возрождения. В теоретических трактатах обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В… …   Современная энциклопедия

  • АЛЬБЕРТИ — (Alberti) Рафаэль (родился в 1902), испанский поэт. В 1939 77 в эмиграции. В творчестве близость фольклорным традициям (сборник Моряк на суше , 1925), сюрреализму (сборник Об ангелах , 1929); антифашистские стихи, социальная лирика (сборники… …   Современная энциклопедия

  • Альберти — Альберти, (Леоне Баттисто) многосторонний итальянский художник иученый, род. 18 февр. 1404 г. в Генуе. Изучал сначала правоведение ипреуспел на столько в древних языках, что приписываемая ему комедия Philodoxios была принята за произведение… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Альберти — I Альберти (Alberti)         Леон Баттиста (18.2.1404, Генуя, 25.4.1472, Рим), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Крупный… …   Большая советская энциклопедия

  • Альберти — (лат. Alberti) фамилия. Известные носители: Альберти, Борис Аркадьевич (1872  после 1926)  российский архитектор. Альберти, Валентин (1635 1697)  профессор богословия и философии Лейпцигского университета, приобретший громкую… …   Википедия

  • Альберти — Леон Баптиста (1404 1472). Итальянский архитектор и писатель гуманист, родившийся в Генуе. Учился в Падуанском и Болонском университетах и в возрасте двадцати лет написал комедию Филодокс , которую принимали за подлинное римское произведение. С… …   Строительный словарь

  • Альберти — Леон Баптиста (1404 1472)    Итальянский архитектор и писатель гуманист, родившийся в Генуе. Учился в Падуанском и Болонском университетах и в возрасте двадцати лет написал комедию Филодокс , которую принимали за подлинное римское произведение. С …   Архитектурный словарь

  • Альберти — (Alberti) Леóн Баттиста итал. ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Возрождения; род. 18.02.1404, Генуя, ум. 25.04.1472, Рим. Учился в Падуе и Болонье; с 1428 служил у кардинала Альбергати, в свите которого побывал во Флоренции, Ферраре и …   Католическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»