абстракционизм

абстракционизм
абстракциони́зм
(от лат. abstractio – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

К. С. Малевич. «Супрематизм». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
К. С. Малевич. «Супрематизм». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus – наивысший). Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г. Новая Пинакотека. Мюнхен
Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г. Новая Пинакотека. Мюнхен

 
В нач. 20 в. абстракционизм распространился во многих странах Запада. В 1912 г. в Голландии рождается неопластицизм. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ван Дусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922 г.). «Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Он хотел создать живопись, «лишённую индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением».
В 1918—20 гг. в России возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм, объединивший архитекторов (К. С. Мельников, А. А. Веснин и др.), скульпторов (В. Е. Татлин, Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий, А. М. Родченко). Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» – художественное объединение, основанное в 1919 г. в Германии архитектором В. Гропиусом (П. Клее; В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др.). В 1930 г. французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». В 1931 г. в Париже возникло объединение «Абстракция – творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. tache – пятно). Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др.) обходились без кистей. Они выплёскивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. К краскам они примешивали сажу, дёготь, уголь, песок, битое стекло, полагая, что цвет грязи не менее прекрасен, чем цвет неба. С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). В 1960-е гг. начался новый подъём абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остаётся актуальным, однако уже не занимает главенствующих позиций, как в нач. 20 в.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "абстракционизм" в других словарях:

  • АБСТРАКЦИОНИЗМ — [< лат. abstractio отвлечение] иск. формалистическое направление в живописи, скульптуре, графике, возникшее в 20 е годы XX в. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. абстракционизм (лат.; см. абстракция) абстрактное искусство крайне… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • абстракционизм — абстрактное искусство Словарь русских синонимов. абстракционизм сущ., кол во синонимов: 2 • абстрактное искусство (1) • …   Словарь синонимов

  • абстракционизм — а, м. abstractionnisme m., англ. abstracitonism.1926. Рей 1998. Крайне формалистическое направление в живописи, скульптуре и графике. СИС 1985. В отличие от абстракционизма реализм всегда конкретен. Залыгин Черты документальности. Лекс. СИС 1964 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АБСТРАКЦИОНИЗМ — АБСТРАКЦИОНИЗМ, а, муж. В изобразительном искусстве 20 в.: направление, последователи к рого изображают реальный мир как сочетание отвлечённых форм или цветовых пятен. | прил. абстракционистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю …   Толковый словарь Ожегова

  • Абстракционизм — (лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма было изложено В. Кандинским. Абстрактное искусство –… …   Энциклопедия культурологии

  • Абстракционизм — (лат. abstractio  удаление, отвлечение)  направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма  достижение… …   Википедия

  • Абстракционизм — (от лат. abstractus отвлеченный) абстрактное, беспредметное, нефигуративное иск во; течение в иск ве 20 в., выдвинувшее идею отказа от изображения форм реальной действительности. Ставит целью создание композиций с различным эмоц. содержанием с… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • абстракционизм — а, только ед., м. Направление в живописи, скульптуре, графике ХХ в., последователи которого воспроизводят реальный мир в виде отвлеченных форм, цветовых пятен, линий и т. п. Со времен Аполлинера вошла в привычку параллель между музыкой и так… …   Популярный словарь русского языка

  • абстракционизм — (от лат. abstractio удаление, отвлечение) направление в искусстве XX в., приверженцы которого принципиально отказываются от изображения реальных предметов и явлений (главным образом в живописи, скульптуре и графике); крайнее проявление модернизма …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Абстракционизм — (лат. abstrahere) – 1. формалистическое направление в живописи, основанное В.Кандинским (1910 1914), воплотившееся позднее в основную тенденцию развития других течений изобразительного искусства преимущественно в западной культуре (кубизма,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»