Бельгия

Бельгия
Бельгия
        (Belgique, Belgie), Королевство Бельгия, государство в Западной Европе, на южном берегу Северного моря. На территории Бельгии сохранились памятники искусства кельтов и древних римлян. В средние века богатые торгово-промышленные города Бельгии были крупными центрами художественной культуры: в XI-XII вв. - романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок-донжон графов Фландрских в Генте; искусство художественной обработки металла в долине Мааса), а в XIII-XIV вв. - готики, достигшей высокого расцвета в церковном и светском зодчестве (базиликальные и зальные соборы в Брюгге, Ренте, Брюсселе, Антверпене и Мехелене, сложенные из камня и кирпича, с квадратными многоярусными башнями, мощными столбами, завершёнными лиственными "брабантскими" капителями; городские укрепления, городские башни - "бефруа", суконные ряды в Ипре и Брюгге), в изобразительном искусстве (скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, миниатюра). С объединением на рубеже XIV и XV вв. Южных и Северных Нидерландов под властью Бургундии формируется нидерландское искусство, в котором искусство Южных Нидерландов (современная территория Бельгии) играло ведущую роль. В XV - первой трети XVI вв. здесь расцвела светская по духу архитектура поздней, так называемой пламенеющей готики (величественные ратуши с обширными окнами, галереями, ажурными башнями и обильным резным декором - в Брюсселе, Ренте, Лёвене). Одновременно на территории Бельгии сложились главные центры нидерландской живописи Возрождения, основоположником которой стал Ян ван Эйк. В XVI в. ренессансные формы восторжествовали в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. В живописи велась борьба между итальянизирующим эклектическим течением романизма и национальным демократическим направлением, являвшимся отражением бурного революционного движения эпохи и достигшим вершины в творчестве П. Брейгеля Старшего.         

После поражения в исторических областях Бельгии Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. В искусстве фламандского барокко XVII в. парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и пробуждёнными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Архитектуре XVII в. присущи торжественность, праздничная живописность, обилие сочного пластического декора (узкие дома со ступенчатыми и фигурными фронтонами, церкви, монастыри, госпитали, ломбарды и т. д.). Итальянские влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские - в фортификационных и гражданских постройках южных городов. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Среди его многочисленных учеников и последователей - А. ван Дейк, мастер изящных, одухотворённых портретов, Я. Йорданс, подчёркнуто-грубоватые образы которого почерпнуты из крестьянской и бюргерской среды, Ф. Снейдерс, автор праздничных, исполненных жизненной сочности монументальных натюрмортов, и другие. Другую ветвь фламандского реализма представляли сцены крестьянского быта и пейзажи - драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. Традициям нидерландского искусства следовали в начале XVII в. пейзажисты Я. Брейгель "Бархатный", Й. де Момпер и др. Последователями Караваджо были А. Янсенс, Т. Ромбаутс и др. В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген) проявлялись черты жизнелюбивого реализма (детские фигурки Ж. и Ф. Дюкенуа, рельефы Л. Файдхербе). Фламандские картины виртуозно воспроизводились в многочисленных гравюрах на меди и дереве, на шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге. Широкой известностью пользовались плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.         

В XVIII в. во фламандском барокко (живопись В. О. Янсенса и др.) из Франции и Австрии стали проникать влияния классицизма (архитекторы Я. П. Баурсхейдт, Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дельво, Ж. Л. Годшарль и др.). Свежую реалистическую струю внесли портретные бюсты Годшарля, жанровые сцены и фабричные интерьеры Л. Дефранса.         

В XIX в. формируется собственно бельгийское искусство (классицистические постройки Л. Руландта, исторические полотна и реалистические портреты Ф. Ж. Навеза). Буржуазная революция 1830 способствовала быстрому превращению Бельгии в развитую промышленную страну с острыми социальными противоречиями. Рядом с импозантными центрами городов и парадными зданиями в духе эклектизма (архитекторы Я. П. Клёйсенар, Ж. Пуларт и др.) вырастали районы трущоб. Романтическое направление (см. Романтизм; патриотические исторические композиции Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора В. Гефса, фантастические аллегории А. Вирца, стилизованные сцены старого фламандского быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) постепенно выродилось в салонный академизм. Но бельгийские романтики подготовили отчасти и бурное развитие во второй половине XIX в. демократического реализма (сцены крестьянского и городского быта Ш. де Гру, X. де Бракелера, пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже и др.). Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены тяжёлой жизни и героике труда рабочих и крестьян. К концу XIX в. Бельгии становится родиной стиля "модерн" в архитектуре (Х. ван де Велде, В. Орта), для которого характерны прихотливая изогнутость линий и плоскостей, осмысление художественной выразительности новых материалов и конструкций. Традиции реализма сочетались с импрессионистичной мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвенепула, Т. ван Рейселберге, с иронией и гротескной фантастикой у Дж. Энсора и Ж. де Брёйкера, мистической символикой и нотами пессимизма у Э. Ларманса, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне), возглавляемых скульптором Ж. Минне.         

Поиски рациональных решений в архитектуре Бельгии начались после Первой мировой войны 1914-18 (X. Хосте, Л. ван дер Свалмен, В. Буржуа, Э. ван Авербеке и др.). В 20-30-х гг. господствовал неоклассицизм. Принципы современной архитектуры в Бельгии утвердились после 1945 в строительстве жилых районов, транспортных и промышленных сооружений, общественных зданий (архитекторы X. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо и др.). В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с общественными центрами, многоэтажной или смешанной застройкой, реконструированы магистрали. В бельгийском изобразительном искусстве XX в. большое место заняли формально-стилистические искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное искусство. Субъективное переосмысление национальных демократических традиций выразилось в суровой драматичной экспрессии картин К. Пермеке, остроимпульсивной живописи и скульптуре Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста Э. Тейтгата. Реалистическая объективность присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма нашли яркое выражение в многогранном творчестве Ф. Мазереля, борца за социальную справедливость против империалистических войн, в исполненных суровой правды полотнах К. Пейзера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвященных рабочим и городской бедноте. В декоративном искусстве XX в. выделяются изделия в стиле "модерн" (X. ван де Велде, В. Орта), керамическая скульптура (П. Кай), ковры с изображениями на темы жизни и борьбы народа (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).



Хендриг ван Педе. Ратуша в Ауденарде. 1526 - 1537.
Хендриг ван Педе. Ратуша в Ауденарде. 1526 - 1537.



К. Менье.
К. Менье. "Пудлинговщик". Бронза. 1886. Музей старинного искусства. Брюссель.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 7, 10, 11, М., 1969-73; Э. Фромантен, Старые мастера, (пер. с франц.), М., 1966; Encyclopйdie de l'architecture et des arts en Belgique, v. 1-3, (Brux., 1958); Eemans M., L'art vivant en Belgique, (Brux., 1972).
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Бельгия" в других словарях:

  • Бельгия — Королевство Бельгия, гос во в Зап. Европе. Гос во Бельгия (франц. Belgique, фламанд. Belgie) провозглашено в 1830 г., названо по образованной в 27 г. до н. э. рим. пров. Бельгика (Gallia Belgica), которая называлась по кельт, племени белей.… …   Географическая энциклопедия

  • Бельгия — Бельгия, Брюссель. Королевский дворец. БЕЛЬГИЯ (Королевство Бельгия), государство в Западной Европе, на северо востоке омывается Северным морем. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 10,02 млн. человек (фламандцы, валлоны и др.). Официальные языки… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БЕЛЬГИЯ — (Королевство Бельгия), государство в Западной Европе, на северо востоке омывается Северным морем. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 10,02 млн. человек (фламандцы, валлоны и др.). Официальные языки нидерландский, французский, немецкий. Верующие… …   Современная энциклопедия

  • Бельгия — (Королевство Бельгия) государство в Западной Европе. Площадь 30,5 тыс. км2. Население свыше 10 млн. чел. Столица Брюссель …   Исторический словарь

  • Бельгия —         (франц. Belgique; флам. Belgiё), Королевство Бельгия (франц. Royaume de Belgique; флам. Koninkrijk Belgiё), гос во в Зап. Европе. Граничит на Ю. З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С. З. омывается Северным… …   Геологическая энциклопедия

  • БЕЛЬГИЯ — (франц. Belgique, флам. Belgie), Королевство Бельгия (франц. Royaume de Belgique, флам. Koninkrijk Belgie), гос во в Зап. Европе. Пл. 30,5 т. км2. Нас. 9,86 млн. ч. (1983). Столица Брюссель (1 млн. ж., 1981). Б. высокоразвитая индустр. страна. В… …   Демографический энциклопедический словарь

  • бельгия — сущ., кол во синонимов: 1 • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Бельгия — (Belgium), гос во в Сев. Зап. Европе. До 1795 г. года завоевания Францией называлась Австрийскими Нидерландами и управлялась из Вены. В 1815 г. стала одной из пров. Нидерландского королевства (Нидерланды), в 1830 г. в рез те нац. рев ции… …   Всемирная история

  • БЕЛЬГИЯ — БЕЛЬГИЯ. Площадь 30.444 кв. км, население (на 31 декабря 1925 г.) 7.811.876 чел., из них 3.859.600 мужчин и 3.952.276 женщин; плотность населения 257 ч. на кв. км (самая высокая из всех государств). На 31 декабря 1913 г. население Б. составляло 7 …   Большая медицинская энциклопедия

  • БЕЛЬГИЯ — Ее площадь составляет 30 тыс.кв.км” население около 10 млн.человек. Это индустриальная страна с хорошо развитым сельским хозяйством. Более 3/4 площади заняты низменностями. Высота горного массива не превышает 400 600 м. Сельское хозяйство носит …   Мировое овцеводство


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»