Суриков Василий Иванович

Суриков Василий Иванович
Суриков Василий Иванович
        (1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, - обе в ГТГ). С 1877 жил в Москве. Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 80-х гг. Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887; все - в ГТГ). С глубиной и проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, логику её движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа: исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 90-х гг. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) мысль Сурикова "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 90-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах ("Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской", 1891, ГТГ). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910) картину "Степан Разин" (начата в 1903, ГРМ). Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя Сурикова присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей Сурикова.




"Меншиков в Берёзове". 1883. Третьяковская галерея. Москва.



Утро стрелецкой казни 1881
Утро стрелецкой казни 1881



Боярыня Морозова
Боярыня Морозова



Взятие снежного городка.
Взятие снежного городка.



Покорение Сибири Ермаком.
Покорение Сибири Ермаком.



Апостол Павел объясняет догматы веры
Апостол Павел объясняет догматы веры

Литература: В. И. Суриков. (Альбом, вступительная статья Н. Г. Машковцева), М., 1960; В. И. Суриков. (Альбом, вступительная статья Д. Сарабьянова), М., 1963; В. С. Кеменов, Историческая живопись Сурикова, 1870-1880-е гг., М., 1963; его же, В. Суриков. Альбом, Л., 1978; В. И. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике, Л., 1977.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Суриков Василий Иванович" в других словарях:

  • Суриков Василий Иванович — (1848 1916), рус. художник. Получив приглашение участвовать в иллюстрировании Собр. соч. Л. (1891, Кушнерев), С. выбрал «Песню про...купца Калашникова» и выполнил илл. «Палач» (итал. карандаш, уголь; ГРМ); художник отошел от традиц. изображения… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Суриков Василий Иванович — [12(24).1. 1848, Красноярск, 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к… …   Большая советская энциклопедия

  • СУРИКОВ Василий Иванович — (1848 1916) российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Суриков Василий Иванович — Суриков (Василий Иванович) исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи …   Биографический словарь

  • Суриков, Василий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Суриков. Василий Суриков …   Википедия

  • Суриков Василий Иванович — (1848 1916), живописец. Член Товарищества передвижников. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную… …   Энциклопедический словарь

  • Суриков, Василий Иванович — В.И. Суриков. Боярыня Морозова . 1887. Третьяковская галерея. СУРИКОВ Василий Иванович (1848 1916), российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Суриков Василий Иванович — В. И. Суриков. Боярыня Морозова . Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск — 1916, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П.П. Чистякова; действительный член Академии художеств (1893). С 1877 в… …   Москва (энциклопедия)

  • Суриков, Василий Иванович — исторический живописец и жанрист; род. в 1848 г.; с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Суриков Василий Иванович — исторический живописец и жанрист, род. в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездн. училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»