Прерафаэлиты

Прерафаэлиты
Прерафаэлиты
        (от лат. ргае - перед и Рафаэль), английские художники и писатели второй половины XIX в. Стремились к возрождению "наивной религиозности" средневекового и раннеренессансного искусства. "Братство прерафаэлитов" было основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и X. Хантом. Прерафаэлиты испытали влияние Ф. М. Брауна и Дж. Рёскина. Прерафаэлиты противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) "живую веру" так называемых примитивов. Апология средневековья, требование эстетизации современной жизни вели к преобладанию в творчестве прерафаэлитов стилизации и декоративизма. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти группировались художники У. Моррис, Э. Берн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись прерафаэлитов развивалась в сторону усложнения плоскостной орнаментики и мистической окраски образного строя (Россетти, Берн-Джонс). Более широкий характер носит деятельность Морриса по возрождению английского декоративно-прикладного искусства, объединившего многих мастеров (в том числе Ф. М. Брауна, А. Хьюза, архитектора Ф. Уэбба), которые стремились воссоздать в противовес машинному ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Идеи и практика прерафаэлитов во многом повлияли на развитие символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд), содействовали утверждению стиля "модерн" в изобразительном (О. Бёрдсли и др.) и декоративном искусстве.



Д. Г. Россетти.
Д. Г. Россетти. "Беседка на лужайке". 1872. Городская галерея искусств. Манчестер.

Литература: Fredeman W. E., Pre-Raphaelitism. A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965; Hunt J. D., The Pre-Raphaelite imagination. 1848-1900, (Lincoln), 1968; HЦnnighaulsen L, Prдraphaehten und Fin de Siиcle, Mьnch., 1971; Harding J., The Pre-Raphaelites, L., 1977; Bell Q., A new and noble school. The Pre-Raphaelites, L., 1982.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
прерафаэли́ты
(от лат. prae – перед и Рафаэль), английские художники и писатели второй пол. 19 в., ставившие целью возрождение «искренности» и «наивной религиозности» искусства «до Рафаэля» (то есть художников Средних веков и Раннего Возрождения). Предшественниками прерафаэлитов были «назарейцы» в Германии, ставившие перед собой сходные задачи и создавшие подобие средневекового братства. Братство Прерафаэлитов (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood) возникло в Лондоне в 1848 г. В своих ранних работах художники использовали вместо подписей аббревиатуру РВ. Главные участники братства (Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти) выступили против академизма, корни которого они видели в искусстве Высокого Ренессанса. Стремясь воспроизвести манеру итальянских художников Раннего Возрождения, художники делали этюды с натуры, воспроизводя цвета максимально ярко и отчётливо на влажном белом грунте.

Д. Г. Россетти. «Благовещение». 1850 г. Галерея Тейт. Лондон
Д. Г. Россетти. «Благовещение». 1850 г. Галерея Тейт. Лондон

 
Прерафаэлиты провозгласили принцип верности Природе. Персонажи их картин имеют прототипы среди реальных людей, пейзажные зарисовки сделаны с натуры. Д. Г. Россетти почти во всех произведениях изображал свою возлюбленную Элизабет Сиддал, продолжая, подобно средневековому рыцарю, хранить верность своей любви и воспевать красоту прекрасной дамы и после её безвременной смерти («Beata Beatrix», 1863—64; «Синее шёлковое платье», 1866). В стремлении к реализму и максимально возможной правдивости прерафаэлиты увеличили размеры полотен, чтобы писать человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. В своих первых работах они обращались к библейским сюжетам, многие из которых носили в их толковании морализаторский характер («Светоч мира», 1853, и «Неверный пастух», 1851, У. Х. Ханта; «Благовещение» Д. Г. Россетти, 1850).

Э. К. Бёрн-Джонс. «Золотая лестница». Ок. 1880 г. Галерея Тейт. Лондон
Э. К. Бёрн-Джонс. «Золотая лестница». Ок. 1880 г. Галерея Тейт. Лондон

 
В выборе поэтических («Госпожа Шарлотта» Ханта на сюжет стихотворения А. Теннисона, 1886–1905; «Сон Данте» Россетти, 1870—71), легендарных («Дама печали» Россети, ок. 1875 г.) и религиозных сюжетов прерафаэлиты видели способ противостоять современному искусству. Их ранние произведения («Лоренцо и Изабелла» Миллеса, 1848; «Детство Марии» Россетти, 1849) были встречены с интересом. Но уже через год их творчество подверглось жёсткой критике; в частности, писатель Ч. Диккенс обвинял Миллеса в излишнем реализме, т. к. художник использовал в качестве модели для образа св. Иосифа («Иисус в родительском доме», 1849—50) простого плотника. В защиту прерафаэлитов выступил художественный критик Джон Рёскин, автор знаменитой серии книг «Современные художники».

Д. Г. Россетти. «Грёзы наяву». 1880 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон
Д. Г. Россетти. «Грёзы наяву». 1880 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон

 
Братство прекратило своё существование ок. 1853 г. Хант единственный среди прерафаэлитов сохранил на всю жизнь верность возвышенным целям и идеалам братства. Россетти и Миллес пошли другими путями, выбирая сюжеты из истории Средневековья и пьес У. Шекспира, популярные в эпоху романтизма («Офелия» Миллеса, 1852). Миллес позднее возглавил Королевскую академию. Поэтические и живописные образы Россетти стали источником вдохновения для «младших прерафаэлитов», объединившихся вокруг художника в кон. 1850-х гг. (У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др.). Их картины отличает орнаментальная декоративность, изысканность линий, мистическая усложнённость образного строя. У. Моррис, помимо занятий живописью, стремился воссоздать традиционные ремёсла в противовес обезличенному машинному производству, внести красоту в повседневный быт. Для этого он организовал художественно-промышленные мастерские.

Дж. Э. Миллес. «Офелия». 1852 г. Галерея Тейт. Лондон
Дж. Э. Миллес. «Офелия». 1852 г. Галерея Тейт. Лондон

 
Творчество прерафаэлитов ощутимо повлияло на многих художников и стало предвестием символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд) и изобразительном искусстве (О. Бёрдсли, Г. Моро и др.), способствовало сложению стилистики модерна.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Прерафаэлиты" в других словарях:

  • Прерафаэлиты — представители эстетско мистического направления в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Первым этапом его развития было возникновение так наз. «прерафаэлитского братства», состоявшего первоначально из 7 «братьев»: живописцев Дж.… …   Литературная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английские художники, основавшие в половине XIX ст. особую школу; они проповедуют искренность и простодушие в живописи. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ПРЕРАФАЭЛИТЫ основанная в 1850 г.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Прерафаэлиты —     ПРЕРАФАЭЛИТЫ группа английских поэтов, отличавшихся своим мистическим направлением и преклонением перед художниками до Рафаэля. Во главе группы стоял Россетти, к которому примыкали Потмор, Вульнер, Свинбери, В. Морис и др. Прерафаэлиты… …   Словарь литературных терминов

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом наивное искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали… …   Современная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от лат. prae перед и Рафаэль) группа английских художников и писателей 19 в., избравшая своим идеалом наивное искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53, Д. Г. Россетти, Х. Хант, Дж. Э.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Прерафаэлиты — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом “наивное” искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены “Братства прерафаэлитов ” (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — [рэ], прерафаэлитов, ед. прерафаэлит, прерафаэлита, муж. (от лат. приставки prae до, перед и имени итал. художника Рафаэля) (иск.). Группа художников в Англии в середине 19 века, проповедовавшая возврат к примитивным формам ранней итальянской… …   Толковый словарь Ушакова

  • Прерафаэлиты — группа английских художников и поэтов, образовавшаясяв начале 50 х годов XIX ст. с целью борьбы против условности ванглийском искусстве первой половины века, против академических традицийи слепого подражания классическим образцам. Название… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Прерафаэлиты — «Офелия», Д. Э. Милле, одна из самых известных картин прерафаэлитов. 1852 г., галерея Тейт, Лондон Прерафаэлиты (англ.  …   Википедия

  • прерафаэлиты — ов; мн. (ед. прерафаэлит, а; м.). [от лат. prae перед и имени итальянского художника Рафаэля] Группа английских художников и писателей второй половины 19 в., изображавшая своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля).… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»