- Прерафаэлиты
- Прерафаэлиты
(от лат. ргае - перед и Рафаэль), английские художники и писатели второй половины XIX в. Стремились к возрождению "наивной религиозности" средневекового и раннеренессансного искусства. "Братство прерафаэлитов" было основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и X. Хантом. Прерафаэлиты испытали влияние Ф. М. Брауна и Дж. Рёскина. Прерафаэлиты противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) "живую веру" так называемых примитивов. Апология средневековья, требование эстетизации современной жизни вели к преобладанию в творчестве прерафаэлитов стилизации и декоративизма. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти группировались художники У. Моррис, Э. Берн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись прерафаэлитов развивалась в сторону усложнения плоскостной орнаментики и мистической окраски образного строя (Россетти, Берн-Джонс). Более широкий характер носит деятельность Морриса по возрождению английского декоративно-прикладного искусства, объединившего многих мастеров (в том числе Ф. М. Брауна, А. Хьюза, архитектора Ф. Уэбба), которые стремились воссоздать в противовес машинному ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Идеи и практика прерафаэлитов во многом повлияли на развитие символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд), содействовали утверждению стиля "модерн" в изобразительном (О. Бёрдсли и др.) и декоративном искусстве.
Д. Г. Россетти. "Беседка на лужайке". 1872. Городская галерея искусств. Манчестер.
Литература: Fredeman W. E., Pre-Raphaelitism. A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965; Hunt J. D., The Pre-Raphaelite imagination. 1848-1900, (Lincoln), 1968; HЦnnighaulsen L, Prдraphaehten und Fin de Siиcle, Mьnch., 1971; Harding J., The Pre-Raphaelites, L., 1977; Bell Q., A new and noble school. The Pre-Raphaelites, L., 1982.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)прерафаэли́ты(от лат. prae – перед и Рафаэль), английские художники и писатели второй пол. 19 в., ставившие целью возрождение «искренности» и «наивной религиозности» искусства «до Рафаэля» (то есть художников Средних веков и Раннего Возрождения). Предшественниками прерафаэлитов были «назарейцы» в Германии, ставившие перед собой сходные задачи и создавшие подобие средневекового братства. Братство Прерафаэлитов (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood) возникло в Лондоне в 1848 г. В своих ранних работах художники использовали вместо подписей аббревиатуру РВ. Главные участники братства (Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти) выступили против академизма, корни которого они видели в искусстве Высокого Ренессанса. Стремясь воспроизвести манеру итальянских художников Раннего Возрождения, художники делали этюды с натуры, воспроизводя цвета максимально ярко и отчётливо на влажном белом грунте.
Д. Г. Россетти. «Благовещение». 1850 г. Галерея Тейт. Лондон
Прерафаэлиты провозгласили принцип верности Природе. Персонажи их картин имеют прототипы среди реальных людей, пейзажные зарисовки сделаны с натуры. Д. Г. Россетти почти во всех произведениях изображал свою возлюбленную Элизабет Сиддал, продолжая, подобно средневековому рыцарю, хранить верность своей любви и воспевать красоту прекрасной дамы и после её безвременной смерти («Beata Beatrix», 1863—64; «Синее шёлковое платье», 1866). В стремлении к реализму и максимально возможной правдивости прерафаэлиты увеличили размеры полотен, чтобы писать человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. В своих первых работах они обращались к библейским сюжетам, многие из которых носили в их толковании морализаторский характер («Светоч мира», 1853, и «Неверный пастух», 1851, У. Х. Ханта; «Благовещение» Д. Г. Россетти, 1850).
Э. К. Бёрн-Джонс. «Золотая лестница». Ок. 1880 г. Галерея Тейт. Лондон
В выборе поэтических («Госпожа Шарлотта» Ханта на сюжет стихотворения А. Теннисона, 1886–1905; «Сон Данте» Россетти, 1870—71), легендарных («Дама печали» Россети, ок. 1875 г.) и религиозных сюжетов прерафаэлиты видели способ противостоять современному искусству. Их ранние произведения («Лоренцо и Изабелла» Миллеса, 1848; «Детство Марии» Россетти, 1849) были встречены с интересом. Но уже через год их творчество подверглось жёсткой критике; в частности, писатель Ч. Диккенс обвинял Миллеса в излишнем реализме, т. к. художник использовал в качестве модели для образа св. Иосифа («Иисус в родительском доме», 1849—50) простого плотника. В защиту прерафаэлитов выступил художественный критик Джон Рёскин, автор знаменитой серии книг «Современные художники».
Д. Г. Россетти. «Грёзы наяву». 1880 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон
Братство прекратило своё существование ок. 1853 г. Хант единственный среди прерафаэлитов сохранил на всю жизнь верность возвышенным целям и идеалам братства. Россетти и Миллес пошли другими путями, выбирая сюжеты из истории Средневековья и пьес У. Шекспира, популярные в эпоху романтизма («Офелия» Миллеса, 1852). Миллес позднее возглавил Королевскую академию. Поэтические и живописные образы Россетти стали источником вдохновения для «младших прерафаэлитов», объединившихся вокруг художника в кон. 1850-х гг. (У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др.). Их картины отличает орнаментальная декоративность, изысканность линий, мистическая усложнённость образного строя. У. Моррис, помимо занятий живописью, стремился воссоздать традиционные ремёсла в противовес обезличенному машинному производству, внести красоту в повседневный быт. Для этого он организовал художественно-промышленные мастерские.
Дж. Э. Миллес. «Офелия». 1852 г. Галерея Тейт. Лондон
Творчество прерафаэлитов ощутимо повлияло на многих художников и стало предвестием символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд) и изобразительном искусстве (О. Бёрдсли, Г. Моро и др.), способствовало сложению стилистики модерна.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.