«У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ

«У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ
«У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ
(Черты конкретной метафизики)» – неоконченная книга П.А.Флоренского, части которой он писал с 1917 по 1926, но включил в нее и некоторые ранние работы. Флоренскому удалось опубликовать лишь несколько частей книги: «Общечеловеческие корни идеализма» («Богословский вестник», 1909, № 2–3); «Смысл идеализма» (В память столетия (1814–1914) Имп. МДА., ч. 2. Сергиев Посад, 1915); «Символическое описание» («Феникс», кн. 1. М., 1922). Издательство «Поморье» собиралось печатать книгу выпусками, но эти планы не осуществились. Начиная с конца 1960-х гг. неопубликованные части книги выходят и в России, и за рубежом. В серии «Философское наследие» вышли (Соч. в 4 т., т. 3 (1), 3 (2). М., 1999) все сохранившиеся части книги по следующему плану: Часть первая. Образ и слово
    I. На Маковце
    II. Пути и средоточия
    III. Обратная перспектива
    IV. Мысль и язык (1. Наука как символическое описание. 2. Диалектика. 3. Антиномия языка. 4. Термин. 5. Строение слова. 6. Магичность слова. 7. Имеславие как философская предпосылка.)
    V. Итоги
    Часть вторая. Воплощение формы (Действие и орудие)
    I. Homo faber
    И. Продолжение наших чувств
    III. Органопроекция
    IV. Символика видений
    V. Хозяйство
    VI. Макрокосм и микрокосм
    Часть третья. Понятие формы
    I. Понятие формы. Целое
    II. Divina sive aurea Sectio. Золотое сечение
    III. Золотое сечение в применении к расчленению времени.
    Целое во времени. Организация времени. Циклы развития
    IV. Смысл закона золотого сечения. Signature nerum. Формула формы
    V. Разбор некоторых суждений о законе Цейзинга
    Часть четвертая. Имя рода (История, Родословие и наследственность)
    Об историческом познании
    Часть пятая. Идеализм
    Смысл идеализма (метафизика рода и лика)
    Общечеловеческие корни идеализма (философия народов)
    Часть шестая. Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность
    
Имена (1. Ономатология. 2. Словарь имен.)
    Часть седьмая. Об ориентировке в философии (Философия и жизнечувствие)
    Примерное содержание чтений 1921–22 уч. года в Московской духовной академии э.-о. проф. священника П.А.Флоренского «Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания» Предварительные планы и заметки к лекциям Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания
    Часть восьмая. Земля и небо (Философия, Астрология, Естествознание)
    Часть девятая. Символотворчество и закон постоянства
    
Теодицея «Столпа и утверждения Истины» для своего завершения требовала антроподицеи, оправдание Бога требовало и оправдания человека. Антроподицея пытается ответить на вопрос, как в человеке, созданном по образу и подобию Божию, может корениться грех и зло. Проблеме антроподицеи и посвящена книга «У водоразделов мысли». Антропология Флоренского «не есть самодовлеемость уединенного сознания, но есть сгущенное, представительное бытие, отражающее собою бытие расширенно-целокупное: микрокосм есть малый образ макрокосма, а не просто что-то само в себе» (там же, т. 3 (1), с. 41). Его антропология онтологична и теологична. В основе познания строения человека лежит интуиция образа Божия; в основе познания освящения человека – интуиция страха Божия, света, ритма Иисусовой молитвы; в основе познания деятельности человека – интуиция удивления и воплощения. Антроподицея Флоренского укоренена в идее обожения человека, всего его существа: телесного состава, мысли, всех видов его деятельности. В книге развивается также теория символа: «символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет т.о. в себе эту последнюю» (там же, с. 257). Многие разделы посвящены философии имени, где имя понимается онтологично, а не условно, субъективно.
    Издания:
    
Соч. в 2 т., т. 2 (1, 2). М., 1990;
    Соч. в 4 т., т. 3 (1, 2). М., 1999.
    Игумен Андроник (Трубачев), С.М.Половинкин
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "«У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ" в других словарях:

  • “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (́Черты конкретной метафизики)” —     “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)” неоконченная книга П. А. Флоренского, части которой он писал с 1917 по 1926, но включил в нее и некоторые ранние работы. Флоренскому удалось опубликовать лишь несколько частей книги:… …   Философская энциклопедия

  • Из истории отечественной философской мысли — «Из истории отечественной философской мысли» книжная серия, выпускаемая с 1989 года российским издательством «Правда» в качестве приложения к журналу «Вопросы философии». Состав серии Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? М., 2002… …   Википедия

  • Флоренский, Павел Александрович — Павел Флоренский Имя при рождении: Павел Александрович Флоренский Дата рождения …   Википедия

  • АНТРОПОДИЦЕЯ — [от греч. ἄνθρωπος человек, δίκη справедливость], учение об оправдании человека в рус. религ. философии нач. XX в., близкое по темам к религ. и философской антропологии. Вопрос об оправдании принадлежит к основным вопросам христ. жизни, он был и… …   Православная энциклопедия

  • ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… …   Православная энциклопедия

  • Антроподицея — (от греч. anthropos человек и dike справедливость, букв, оправдание человека)    содержание нек рых религиозно философских учений, пытающихся объяснить противоречие между боготворением, богоподобием человека и наличием несовершенства и зла в нем… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — основополагающие философские и богословские категории, обнаруживаемые уже в первых попытках познания Бога, мира и человека в культуре разных народов. Специальному анализу категории В. и д. были подвергнуты в античной философии. Лат. actus et… …   Православная энциклопедия

  • ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович — (9(21).01.1882, Евлах Елисаветпольской губ. (ныне Азербайджан) 8.12.1937) религиозный мыслитель, ученый. Детство Ф. провел в Тифлисе и Батуме, где его отец, инженер путей сообщения, строил военную Батумо Ахалцыхскую дорогу. Учился во 2 й… …   Русская философия: словарь

  • ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович — (9(21).01.1882, Евлах Елисаветпольской губ. (ныне Азербайджан) 8.12.1937, Ленинград)    религиозный мыслитель, ученый. Детство Ф. провел в Тифлисе и Батуме, где его отец, инженер путей сообщения, строил военную Батумо Ахалцыхскую дорогу. Учился… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • АНТИЧНОСТЬ — [от лат. antiquus древний], классическая древность, традиц. обозначение древней греко рим. цивилизации, в среде к рой происходило распространение раннего христианства и становление форм христ. культуры (так что для заключительной стадии,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»