«ЦАРСТВА БЫТИЯ»

«ЦАРСТВА БЫТИЯ»
«ЦАРСТВА БЫТИЯ»
(The Realms of Being, v. 1–4. Ν. Υ., 1927–40; однотомное издание – 1940) – произведение Дж.Сантаяны. Включает: «Царство сущности» (The Realm of Essence), «Царство материи» (The Realm of Matter), «Царство истины» (The Realm of Truth), «Царство духа» (The Realm of Spirit).
    Идея работы, описывающей систему «природа–сознание–идеальное», возникла у Сантаяны еще в период подготовки «Жизни разума» (The Life of Reason, v. 1–5. Ν. Υ., 1905–06), в которой он прослеживал проявления человеческого духа и воображения в различных формах культуры. Уже тогда он скептически относился к ряду концепций американских философов, растворявших сознание и культуру в «нейтральном опыте» (У.Джеймс, неореалисты), а также к номиналистической трактовке универсалий. При объяснении сознания и культуры, считал он, нельзя обойтись без платонизма, т.е. признания бытия идеального. Позднее под влиянием споров неореалистов и критических реалистов по поводу дилеммы эпистемологического монизма и дуализма он написал книгу «Скептицизм и животная вера» (Scepticism and Animal Faith. L. – Bombey – Sydney, 1923), в которой сформулировал принципиальные для его версии критического реализма тезисы: субъект-объектное отношение опосредовано идеальным содержанием сознания или сущностями; сущности даны в интуиции непосредственно и достоверно; репрезентируя мир, они не отражают его; существование внешнего мира логическими средствами доказать невозможно, реализм основан на животной вере; знание и культура возникли на основе этого «наиболее иррационального, животного и примитивного из верований» (р. 190–191).
    В 1927 вышел в свет 1-й том «Царства бытия» – «Царство сущности». В предисловии Сантаяна оговаривал, что «царства» – это не метафизическое учение о бытии как бытии и не онтологическая система, а различения качественно разных аспектов опыта – телесных, мыслительной деятельности, ее продуктов. «Царство сущности» охватывает любое идеальное содержание сознания, напр. цвета, деревья, «термины астрономии», «философию Гегеля», «исторические события». Оно включает в себя не только то, что когда-либо мыслилось, но и чистые возможности, напр. ненаписанные симфонии или стихи. «Царство материи» – это наше собственное тело, физические горы, дома, а также то, что называют «материей» ученые-физики. «Царство истины» – это идеи, теории, фантазии, почерпнутые из «царства сущности» и реализовавшие себя через человеческое сознание в существовании. «Царство духа» – это ментальная активность, проявляющаяся в чувствах и мыслях людей, в эстетической интуиции, и т.д.
    Все «царства» взаимодействуют между собой т.о., что порождающей силой выступает «царство материи», производящее человека и его сознание – «царство духа», последнее – идеальное «царство сущности», включающее в себя «царство истины». Однажды возникнув, «царства» приобретают статус автономных реальностей, нередуцируемых друг к другу. По типу реальности они различаются на бытие и существование. Существовать – значит иметь пространственно-временные координаты, чем обладают только материальные вещи. Идеальным сущностям свойственно только чистое бытие: «Чистое бытие... придает всем сущностям логическую или эстетическую материю... обнаруживаясь как свет во всех цветах или жизнь во всех чувствах и мыслях» (The Realm of Essence, p. 45). Их бытийственными характеристиками являются самотождественность, индивидуальность, универсальность, бесконечность, вечность и неизменность. Ими правит хаос, а не Логос: Платон был ближе к истине, нежели Гегель, приписавший идеальному законосообразное развитие.
    Книгу «Царство материи» Сантаяна представил как защиту спинозизма или «великой аксиомы материализма, провозглашающей господство материи в каждом бытии, даже когда это бытие является духовным» (The Realm of Matter, p. 100). Он именовал себя «натуралистом» и «материалистом», видя смысл материализма не в принятии материалистического монистического принципа, а в признании реальности материи и в ограничении ее функции субстанциональной первичностью. Приняв эволюционную парадигму, Сантаяна отрицал развитие природы: «Последовательность есть замещение, а не развитие» (ibid., р. 80). Идея объективных закономерностей есть «гипостазирование логического в материальное». «Материя» – принцип иррациональный, и «никакой чувственный, графический или математический транскрипт не будет столь точным, чтобы презентировать ее» (ibid., р. XI).
    Объективную истину Сантаяна перевел из сферы гносеологии в сферу онтологии. «Взгляды могут быть более или менее правильными и дополнительными друг к другу потому, что они относятся к одной и той же системе природы, полное описание которой, покрывая все прошлое и будущее, должно быть абсолютной истиной» (The Realm of Essence, p. XV). «Царство истины» являет собой «полное идеальное описание существования» (The Realm of Truth, p. 14). Функция «царства духа» в системе «царств» – осуществление интеракции бытия и существования. Будучи нематериальным, дух в форме интуиции имеет доступ к континууму определений – сфере сущностей, выхватывая некоторые из них для квалификации существования, в то же время, будучи ментальной деятельностью телесного организма, он реализуется в разуме и интенциональности, представляющих собой «проектирование через животную веру» (The Realm of Essence, p. 96).
    Критики упрекали Сантаяну за искусственность соединения натурализма с платонизмом, за изображение идеального содержания культуры в виде замороженного театра платоновских форм, за негативизм к научным методам обоснования натурализма. Многим в «Царствах бытия» слышалось эхо схоластической метафизики. Тем не менее предложенная Сантаяной схема природы–сознания–идеального не канула в вечность: в новой форме попытку соединить натурализм с платонизмом предпринял, напр., К.Поппер (плюралистическая концепция «трех миров»). Повторяются и интенции схемы: обосновать реальность сознания, ментального, идеального, личностного как основания философии, культуры и морали; принять факт релятивности знания и в то же время спасти реализм путем вывода идеального в трансцендентную сферу с одновременным укоренением ментального в биологическом.
    Н.С.Юлина
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "«ЦАРСТВА БЫТИЯ»" в других словарях:

  • “ЦАРСТВА БЫТИЯ” —     “ЦАРСТВА БЫТИЯ” (The Realms of Being, v. 1 4. N. Y, 1927 40; однотомное издание 1940) произведение Дж. Сантаяны. Включает: “Царство сущности” (The Realm of Essence), “Царство материи” (The Realm of Matter), “Царство истины” (The Realm of… …   Философская энциклопедия

  • Царства бытия —         «ЦАРСТВА БЫТИЯ» («The Realms of Being») работа Джорджа Сантаяны, состоящая из четырех томов и изданная в Нью Йорке в 1927 1940. Однотомное издание этой работы вышло в Нью Йорке в 1942.         Идея работы, описывающей систему «природа дух …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • САНТАЯНА — (Santayana) Джордж (1863 1952) амер. философ, писатель, поэт, эссеист, автор около тридцати произведений по эстетике, религии, онтологии, гносеологии, социальной философии. По происхождению испанец. В 1871 переехал в США, учился в Германии,… …   Философская энциклопедия

  • САНТАЯНА (SANTAYANA) Джордж — (1863 1952) амер. философ. Род. в Испании, в детстве с семьей переехал в США, где прожил около сорока лет. С 1920 жил в Риме. Изучал философию в Гарварде, где его учителями, а затем коллегами по работе были Джеймс и Дж. Ройс,С. разработал… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • САНТАЯНА Джордж — (Santayana, George) ДЖОРДЖ САНТАЯНА (1863 1952), философ и литератор, представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде 16 декабря 1863, по происхождению испанец. Получил образование в… …   Энциклопедия Кольера

  • САНТАЯНА — (Santayana) Джордж (1863 1952) один из ведущих представителей американского критического реализма, признанный классик философии США, известный писатель и публицист. Испанец по происхождению. Мировоззрение С. формировалось под влиянием идей Джемса …   Новейший философский словарь

  • Сантаяна (Santayana), Джордж — (16.XII.1863, Мадрид 26.IX.1952, Рим)  философ, поэт, эссеист, культуролог.    Испанец по происхождению, Сантаяна, однако, всегда считал себя американцем. В 1872 г. семья Сантаяны переехала в США и обосновалась в Бостоне, где будущий философ… …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Сантаяна Д. — САНТАЯ́НА (Santayana) Джордж (1863–1952), философ и писатель. Род. в Мадриде. В 1872–1912 жил в США, затем – в Европе, с 1924 – в Риме. Один из гл. предст. критического реализма в философии, интерпретировал его в духе… …   Биографический словарь

  • САНТАЯ́НА (Santayana) Джордж — (Santayana) Джордж (1863–1952), философ и писатель. Род. в Мадриде. В 1872–1912 жил в США, затем – в Европе, с 1924 – в Риме. Один из гл. предст. критического реализма в философии, интерпретировал его в духе платонизма (… …   Биографический словарь

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»