«ТАТТВА-САНГРАХА»

«ТАТТВА-САНГРАХА»
«ТАТТВА-САНГРАХА»
(санскр. Tattva-saṅgraha – «Собрание сущностных категорий») – энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика-мадхьямики, принимавшего также отдельные положения йогачары>. Состоит из 3646 строф в 26 главах, в которых последовательно рассматриваются категории санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма. Посредством развитой системы буддийской теории познания все аргументы оппонентов подвергаются логическому анализу, демонстрирующему их недостоверность. Вместо них предлагаются махаянские решения философских проблем. Напр., Бог-творец (Ишвара) должен уступить место совокупной карме существ (гл. 2), а многочисленные методы познания индуистских школ – буддийскому непосредственному восприятию (пратьякша>) и выводу (анумана>) в трактовке Дигнаги и Дхармакирти> (гл. 19). Различные идеалы святости уступают махаянскому идеалу Всеведущего Будды – первого совершенного существа, освободившегося от страданий, медитировавшего на шуньяте, после чего даровавшего людям Закон, который превосходит даже учение Кришны (гл. 26).
    Стройная композиция сочинения может быть условно подразделена на три отдела буддийской философии: онтологический (гл. 1–15), эпистемологический (гл. 16–20) и сотериологический (гл. 21–26; гл. 21–23 посвящены проблематике всех трех отделов). Каждая глава содержит идеи и учения из других отделов, поскольку вся структура памятника отражает религиозные задачи трактата: переубедить идейных противников в преимуществах йогачаро-сватантрика-мадхьямики. Об этом Шантаракшита заявляет в первых же строках: «На круговращение кармы существ не влияют ни пра-материя (Пракрити>), ни Бог-творец, ни они оба, ни Атман>, ни другие, но оно зависит от плода, отношения, расположения и прочего. Из-за трюков со свойством, субстанцией, движением, общим, присущим и т.п. пустота (шуньята) стала областью обусловленных понятий, приписывающих природу одного другому» (1–2). Критерий истинности и целесообразности теории автор усматривает в ее сотериологической роли, в отношении которой системы оппонентов (которые суть «трюкачества» с иллюзорными понятиями) являются бесполезными, застывшими и не способствующими освобождению. Только беспристрастный в самостоятельном откровении великомилосердный Будда «ради благополучия мира провозгласил Учение о взаимозависимом происхождении. Поклоняясь Его всеведению, в дар Ему создана эта Таттва-санграха» (4–6).
    Строфы памятника столь лаконичны и емки, что читать их без комментария Камалашилы (8 в.) практически невозможно – не только из-за сложности тончайших полемических приемов, но и потому, что нередко оппонентами Шантаракшиты являются неизвестные нам мыслители, о воззрениях которых подробнее сообщает комментатор, и это единственный источник в истории индийской философии, сохранивший данные имена. Тибетский перевод памятника включен в Данджур.
    Издания:
    
Tattvasaṅgraha of Shāntarakshita with the Commentary of Kamalāshīla, ed. by Ε. Krishnamacharya, v. 1–2. – «Gaekwad’s Oriental Series». Baroda, 1926 (критическое изд.);
    Tattvasaṅgraha of Shāntarakshita with the Commentary of Kamalashīla, engl. transl. by G.Jha, v. 1–2. – Ibid., 1937–39.
    В.П.Андросов
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "«ТАТТВА-САНГРАХА»" в других словарях:

  • “ТАТТВА-САНГРАХА” —     “ТАТТВА САНГРАХА” (санскр. Tattva sangraha “Собрание сущностных категорий”) энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика мадхышики, принимавшего также отдельные положения… …   Философская энциклопедия

  • Панча-таттва — Божества Панча таттвы на вайшнавском алтаре. Панча таттва (санскр. पञ्चतत्त्व …   Википедия

  • Список русскоязычных санскритологов — В список включены русскоязычные ученые, основным предметом исследований которых была Индия периода господства древнеиндийских языков, прежде всего санскрита как литературного языка (с конца II тысячелетия до н. э. до XII века… …   Википедия

  • Джива Госвами — Дата рождения: 1511 год(1511) Место рождения: Рамакели, округ Малда, Западная Бенгалия Дата смерти: 1596 год(1596) …   Википедия

  • АНАНДАГИРИ —     АНАНДАГИРИ (санскр. Änandagiri) (др. имена Анандаджняна, Джанардана) индийский религиозный философ 13 в., представитель адвайта веданты. Родился, вероятно, в Гуджарате (Западная Индия), был духовным наставником в монастыре в Двараке,… …   Философская энциклопедия

  • Натха — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • Натх — Натха (Nātha) (дев.नाथ) или Натх йоги имя Бога Шивы, которого в Индии называют так же Адинатх, в переводе с санскрита это слово означает владыка или мастер. Тех, кто почитают в Индии Шиву Адинатха, называют натхами. Содержание 1 Литература 2 См.… …   Википедия

  • Маханирвана-тантра — Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»