СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ.

СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ.
СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ.
Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины – культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в «философии символических форм» Кассирера), в других – вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих – символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.
    Если выделить три типа передачи сообщения в культуре – прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективаций, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.
    Наиболее проблематичным является понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т.п. Среди подходов, задающих алгоритмы понимания культурного символа, выделяются как наиболее влиятельные морфология Шпенглера,с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества; марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов; структурализм >и семиотика >(особенно Московско-Тартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами; психоанализ>,сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; герменевтика>,онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм Бахтин>, Бубер>,Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апель>),делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации. Часто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., «прафеномены» Шпенглера, «архетипы» Юнга, «патос-формулы» Варбурга), которая позволяет объяснять мир культуры методами, аналогичными анализу и синтезу (т.е. традиционными методами европейского рационалистического знания).
    А.Л.Доброхотов
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ." в других словарях:

  • СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ —     СИМВОЛЫ В КУЛЬТУ РЕ. Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется… …   Философская энциклопедия

  • Символы эсперанто — Символы эсперанто  совокупность символов, олицетворяющих как сам язык эсперанто, так и всё эсперанто сообщество. Степень официальности всех этих символов довольно различна, однако, к наиболее часто используемым относят флаг эсперанто, гимн… …   Википедия

  • Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту — Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней… …   Википедия

  • Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству — Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству  консультативный орган при Президенте Российской Федерации, созданный для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его… …   Википедия

  • Эсперанто в массовой культуре — Эсперанто в массовой культуре  это упоминания языка эсперанто и эсперанто культуры в кино, литературе, музыке и прочих популярных формах культуры. Содержание 1 Фильмы 2 Литература 3 Музыка …   Википедия

  • СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… …   Философская энциклопедия

  • Грякалов, Алексей Алексеевич — (р. 30.03.1948) спец. в обл. эстетики и филос. культуры; прозаик, эссеист; д р филос. наук, проф. Род. в с. Красноселка Воронежской обл. Окончил филос. ф т ЛГУ (1972), асп. того же ф та (1978). С 1992 проф. кафедры филос. Рос. гос. пед. ун та им …   Большая биографическая энциклопедия

  • Замок (строение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Замок …   Википедия

  • Савчук, Валерий Владимирович — (р. 01.05.1954) спец. в обл. теории познания, филос. антропологии и культурологии; д р филос. наук, проф. Род. в Краматорске Донецкой обл. Окончил филос. ф т ЛГУ (1979) и асп. этого ф та по кафедре филос. гуманит. ф тов (1984). С 1986 работает на …   Большая биографическая энциклопедия

  • Замок Бодиам — Достопримечательность …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»