«ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ.

«ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ.
«ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ.
Творчество и объективация» – сочинение Бердяева, написанное в последний период его творческой деятельности. Опубликовано в Париже на французском языке в 1946, на русском – в 1947, переведено на английский язык в 1952 в Лондоне и Нью-Йорке. В России впервые издано в 1995 (в сб. трудов Бердяева под названием «Царство духа и царство кесаря»). В «Опыте» Бердяев ставит задачу дать целостное изображение своих философских взглядов. Слову «метафизика» он придает не традиционный смысл рационально-логического учения о бытии и познании, а интуитивно-жизненный в духе неклассического, экзистенциального типа философствования. Другая особенность его взглядов заключается в том, что он развивает не просто экзистенциальную, а эсхатологическую метафизику, рассматривая все вопросы в свете конца мира. Книга состоит из 4 частей: 1) проблема познания и объективация, 2) проблема бытия и существования, 3) бытие и творчество, 4) проблема истории и эсхатология. Из историко-философского анализа Бердяев делает вывод, что метафизика возможна не как система понятий, а лишь как символика духовного опыта. За конечным скрыто бесконечное, дающее знаки о себе, о целых мирах, о нашей судьбе. Цель философского познания – не в отражении действительности, а в нахождении ее смысла. Бердяев исходит из того, что время есть разное: космическое, историческое и экзистенциальное. Последнее не исчисляется математически, его течение зависит от напряженности переживаний, от страдания и радости, от творческих подъемов. Экзистенциальная трактовка свидетельствует о том, что время – в человеке, а не человек во времени, в нем нет различия между будущим и прошлым. История имеет смысл только потому, что она кончится. Ее смысл не может быть имманентным, он лежит за пределами истории. Бесконечная история бессмысленна, и если бы в ней обнаруживался непрерывный прогресс, то он неприемлем, ибо означал бы превращение каждого живущего поколения в средство для будущих поколений. Смысл конца мира и истории означает конец объектного бытия, преодоление объективации. Нельзя мыслить конец мира в историческом времени по сю сторону истории. И вместе с тем нельзя его мыслить совершенно вне истории, как исключительно потустороннее событие. Это антиномия. Конец мира – не опыт развития, а опыт потрясения, катастрофы в личном и историческом существовании. «Иной» мир есть наше вхождение в иной модус существования. Конец мира – не фатум, тяготеющий над грешным миром и человеком, а свобода, преображение, в котором человек призван активно участвовать. Противоречия человека в мире окончательно преодолимы лишь эсхатологически. Бог нуждается в ответном творческом акте человека, который не только грешник, но и творец. Эсхатологическая перспектива не есть лишь перспектива неопределимого конца мира, но и перспектива каждого мгновения жизни. На протяжении всей жизни нужно начинать новый мир как царство Духа. Поэтому конец, по Бердяеву, следует понимать как преображение, переход человечества к новому измерению своего существования, к новому эону – эпохе Духа, где центральное значение получит любовь – творческая и преображающая. Мучительные противоречия жизни и страдания, которые под конец усилятся, перейдут в радость и любовь в результате развития активности и творчества человека. «Опыт эсхатологической метафизики» принадлежит к завершающим, наиболее зрелым философским произведениям Бердяева.
    Литература:
    
Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991;
    Зеньковский В.В. История русской философии, т. 2, ч. 2. Л., 1991.
    <<А.Г.Мысливченко
>>

    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "«ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ." в других словарях:

  • “ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация” —     “ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация” сочинение Бердяева, написанное в последний период его творческой деятельности. Опубликовано в Париже на французском языке в 1946, на русском в 1947. переведено на английский язык в …   Философская энциклопедия

  • Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация —    соч. Бердяева, написанное в последний период его творческой деятельности. Опубликовано в Париже на фр. языке в 1946 г., на рус. языке в 1947 г., переведено на англ. язык в 1952 г. в Лондоне и Нью Йорке. В России впервые издано в 1995 г. (в сб …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация — соч. Бердяева, написанное в последний период его творческой деятельности. Опубликовано в Париже на фр. языке в 1946 г., на рус. языке в 1947 г., переведено на англ. язык в 1952 г. в Лондоне и Нью Йорке. В России впервые издано в 1995 г. (в сб.… …   Русская философия: словарь

  • БЕРДЯЕВ Николай Александрович — Николай Александрович (6.03.1874, Киев 24.03.1948, Кламар, под Парижем), философ, публицист, общественный деятель. Происходил из старинного дворянского рода: отец, А. М. Бердяев, и мать, А. С. Бердяева (урожденная кнж. Кудашева), принадлежали к… …   Православная энциклопедия

  • Бердяев, Николай Александрович — Николай Бердяев Н. Бердяев и Мать Мария (Скобцова),1938 Дата рож …   Википедия

  • БЕРДЯЕВ —         Николай Александрович [6(18).3.1874, Киев, 24.3.1948, Кламар, Франция], рус. религ. философ, представитель персонализма. На рубеже 1900 х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, примыкал к т. н. легальному… …   Философская энциклопедия

  • Бердяев, Николай — Николай Бердяев Религиозный русский философ Дата рождения: (6) 18 марта 1874 Место рождения: Киев …   Википедия

  • Бердяев Николай — Николай Бердяев Религиозный русский философ Дата рождения: (6) 18 марта 1874 Место рождения: Киев …   Википедия

  • Бердяев Николай Александрович — Николай Бердяев Религиозный русский философ Дата рождения: (6) 18 марта 1874 Место рождения: Киев …   Википедия

  • Бердяев Н. А. — Николай Бердяев Религиозный русский философ Дата рождения: (6) 18 марта 1874 Место рождения: Киев …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»