OPUS POSTUMUM

OPUS POSTUMUM
OPUS POSTUMUM
    OPUS POSTUMUM — обозначение ряда текстов И. Канта, содержащих наброски по проблемам натурфилософии и трансцендентальной философии, которые он делал с декабря 1786 по январь 1804. К 1786—96 относятся т. н. несброшюрованные листы, с 1796 сделано 12—14 набросков, которые объединены в т. н. 12 конволютов. Некоторые из набросков делались для сочинения, предназначенного для публикации. Общий заголовок в первых систематических набросках (1796—99) — “Переход от метафизических начальных оснований натурфилософии к физике”. Между 1800 и 1803 Кант дает своему проекту следующие заголовки: “Переход к границам всего знания — Бог и мир. Бог в его всеобъемлющей сущности и мир в синтетической системе идей трансцендентальной философии, поставленные в отношение друг к другу и т. д.”. Или: “Система трансцендентальной философии в трех разделах — Бог, мир, универсум и Я сам, человек как моральное существо”.
    Уже в т. н. Oktaventwurf 1796 в наброске под названием “Количество, качество, отношение и модальность материи” темы задуманного нового сочинения — “эфир”, “идея расширяющейся материи, которая наполняет мировое пространство” (21, 3789-ig), “целостность мирового притяжения” (21,378зо), “некое всеобщее мировое тело, которое благодаря первоначальному толчку и [затем] взрывообразно осциллирует в вечность” (21, 379|-з). Эта идея “вечно осциллирующей материи” не согласуется с учением о трансцендентальной диалектике “Критики чистого разума” и с “Метафизическими началами естествознания” (1786), в которых должно было бы содержаться разъяснение категориальной определенности эмпирического понятия материи. В наброске, названном Кантом “Переход 1—14”, материя будет дедуцирована в качестве Единого (одного) предмета опыта и выведена из “принципа согласования ее понятия с условиями возможности Одного опыта”, короче: из “априорного понятия единства опыта”. В набросках X/XI 7-го и 1-го конволютов развита теория самополагания Я, в которой трансцендентальный идеализм отождествлен со спинозизмом и Шеллинг рассмотрен как представитель трансцендентального идеализма. Правда, Кант называет спинозизм “мечтательным” или “трансцендентальным”. Однако в конце концов Кант выдвигает идею трансцендентальной теологии как высшего пункта трансцендентальной философии, объединяющей Я, человеческий дух и мир.
    Т. о. Opus postumum документирует длившийся 17 лет процесс работы Канта над трансцендентальной метафизикой природы и трансцендентальной философией, взятыми в их единстве. Эта работа проходит через три фазы: 1) после 1786, между 1796 и 1799: исходя из понятия материи как идеи. Кант делает попытку создать основу для всех естественных наук (физики, химии, биологии); 2) 1799 (вторая фаза документирована упомянутым наброском “Переход 1—14”): эта метафизика природы дает трансцендентальную дедукцию a priori для системы трансцендентальной философии и ее центрального понятия мировой системы материи, понятия эфира; 3) 1799—1801: трансцендентальная философия становится спинозизмом. Я превращается в субстанцию-субъект, которая полагает себя в качестве causa sui, производит из себя Бога и мир и объединяет их в своем понятии — понятии человеческого духа (наброски X/XI 7-го и 1-го конволютов). Из трансцендентальной философии она становится, т. о., трансцендентальной теологией, или, как сказано у Канта, “космотеологией”. “Идея связи созерцания с понятиями, согласно философии Спинозы, — пишет Кант, — есть принцип синтетического познания a priori из понятий. 1) Переход от метафизических начальных оснований натурфилософии к физике. 2) Переход от физики к трансцендентальной философии. 3) Переход от трансцендентальной философии к системе, связывающей природу и свободу. 4) Заключение, касающееся всеобщей связи жизненных сил всех вещей во взаимопротивопоставлении Бога и мира” (21,1717-24).
    Согласно реконструкции Э. Адикеса, Opus postumum, напечатанные в XXI и XXII томах Сочинений Канта (издание Прусской академии), рекомендуется читать в той последовательности, которая соответствует времени возникновения рукописей и обозначениям самого Канта: 1) 23 несброшюрованных листа: Bd. XXI, S. 414—477; 2) т.н. Oktaventwurf 1796 (обозначается у Канта “l— 2l”) — там же, S. 373—412; 3) наброски “А—С” 1797—99 — там же; 4) набросок “Переход 1-14” (май-август 1799): Bd. XXI, S. 535-612; 512-520; Bd. XXII, S. 609—615; 5) набросок “Redactio 1—3” и “A—?” 10-го и 11-го конволютов: Bd. XXII, S. 556—585; Bd. XXI, S. 488-492; Bd. XXII, S. 279-295; Bd. XXII, S. 295-409,453539,425—452; 6) наброски 7-го и 1-го конволютов: Bd. XXII, S. 3-101; 101-131; 409-421; Bd. XXI, S. 9-139; 139-155; 155-158; 3-9.
    Лит.: Adickes E. Kants Opus postumum dargestellt und beurteilt. B., 1920; Mathieu V. La Filosofia trascendentale e Г “Opus postumum” di Kant. Torino, 1958; TuschlinsB. Metaphysische und transzendentale Dynamik in Kants Opus postumum. B.—N. Y., 1971; Übergang — Untersuchungen zum Spätwerk Immanuel Kants, msg. vom Forum für Philosophie. Bad Homburg— Fr./M., 1991; Immanuel Kant, Opus postumum, ed. by E. Porster and M. Rosen. Cambr, 1993 (перевод на англ. язык с подробным введением и примечаниями).
    Б. Тушит

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "OPUS POSTUMUM" в других словарях:

  • Opus postumum — Opus pos|tu|mum, auch Opus pọst|hu|mum das; , Opera ...ma <zu lat. postumus, vgl. ↑postum> nachgelassenes [Musik]werk; Abk.: op. post., op. posth …   Das große Fremdwörterbuch

  • opus — (izg. ȍpus) m DEFINICIJA 1. sva djela nekog umjetnika ili znanstvenika gledana kao cjelina [Krležin opus] 2. glazb. naziv kojim kompozitori obilježavaju djela redom, kako su nastajala SINTAGMA opus citatum (izg. opus citátum) navedeno djelo, usp …   Hrvatski jezični portal

  • Opus — großes Werk (eines Künstlers); opus magnum (lat.); Kunstwerk; Meisterwerk; Werk; Artefakt; Handlungsprodukt; Arbeitsergebnis * * * Opus 〈n.; , Ope|ra; Abk.: op.〉 …   Universal-Lexikon

  • Immanuel Kant — Immanuel Kant …   Deutsch Wikipedia

  • Übergang 1-14 — ist ein Entwurf aus dem Zusammenhang der nachgelassenen handschriftlichen Werkentwürfe des deutschen Philosophen Immanuel Kant. Im Rahmen der Akademie Ausgabe Kant s gesammelte Schriften, herausgegeben von der Preußischen Akademie der… …   Deutsch Wikipedia

  • Kant — Immanuel Kant, Radierung von Johann Leonhard Raab nach einem Original von Döbler (1791) Kants Unterschrift Immanuel Kant (* …   Deutsch Wikipedia

  • Pragmatischer Imperativ — Immanuel Kant, Radierung von Johann Leonhard Raab nach einem Original von Döbler (1791) Kants Unterschrift Immanuel Kant …   Deutsch Wikipedia

  • Чернов, Сергей Александрович — (р. 22.10.1949) спец. в обл. истории нем. филос.; д р. филос. наук, проф. Род. в Гатчине Ленингр. обл. Учился на физ. и филос. ф тах ЛГУ (1976). С 1978 преп. в Ленингр. электротехн. ин те связи (с 1993 Санкт Петерб. гос. ун т телекоммуникаций), с …   Большая биографическая энциклопедия

  • Emmanuel Kant (bibliographie) — Liste des œuvres d Emmanuel Kant Cet article est une liste des œuvres d Emmanuel Kant. Lorsqu une traduction est disponible en ligne un lien sous le nom de l ouvrage y renvoie. Sommaire 1 Par ordre chronologique 1.1 Œuvres de Kant 1.1.1 …   Wikipédia en Français

  • Liste Des Œuvres D'Emmanuel Kant — Cet article est une liste des œuvres d Emmanuel Kant. Lorsqu une traduction est disponible en ligne un lien sous le nom de l ouvrage y renvoie. Sommaire 1 Par ordre chronologique 1.1 Œuvres de Kant 1.1.1 …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»