ЯВНОЕ

ЯВНОЕ
ЯВНОЕ
    ЯВНОЕ (араб. захир) — фундаментальное понятие арабомусульманской философии, употребляется в паре с понятием “скрытое” (батин). Модель “явное—скрытое” служит общетеоретической парадигмой. Явное и скрытое могут быть различаемы в области и вербального, и реального. Для слова явным служит его звуковая или графическая оболочка, скрытым — смысл, для вещей явное представлено воспринимаемыми качествами или событиями, скрытое — обосновывающими их “смыслами”, сенсибелъными или интеллигибельными, существующими в вещах (см. Смысл). Кроме того, в качестве явного и скрытого могут рассматриваться и два смысла, напр. явный и скрытый смыслы текста. Для определения соотношения явного и скрытого принципиальную роль играет представление о том, что они составляют условие друг для друга и обосновывают друг друга, причем ни одно, ни другое не обладает исключительным статусом истинности. “Истиной” (хакйка) именуется такое соотношение явного и скрытого, когда одно правильно представляет другое. Поэтому ни явное, ни скрытое не должны пониматься как подлинность вещи одно в отрыве от другого, с чем связано отрицательное отношение в арабо-мусульманской мысли как к захиритам, отдававшим предпочтение явному и не допускавшим равноправности перехода к скрытому в толкованиях авторитетных текстов, так и к батынитам, считавшим, что скрытая сторона вербального или реального может рассматриваться как более ценная в сравнении с явным.
    Хотя явное может ассоциироваться и с внешним как находящимся на поверхности (так, могут различаться “явные” органы чувств в противоположность “скрытым” под кожным покровом), оно существенно отличается от внешнего как внеположного (харидж, хариджийй) именно своей прямой связанностью со “скрытым”. Соответственно и “скрытое” всегда предполагает явленность и этим отличается от “спрятанного” (хафийй) или “сокрытого” (гайб) как недоступного взору, или познанию, недостижимого.
    В теории познания явленность связывается с очевидностью: явное не нуждается в определениях, схватывается непосредственно и служит основой разъяснения прочего. Процесс познания понимается как “выявление” (изхар) тех смыслов, которые стоят за явным вещи (чувственное или интуитивное познание) либо содержатся в качестве неявного смысла в уже эксплицированном знании (рациональное познание, силлогистика). Явленность поэтому связывается с “выясненностью” (байан) как самоочевидностью либо дискурсивной доказательностью.
    Диалектика явного и скрытого как отношения первоначала к мирозданию развита в “Книге гемм” (Китаб ал-фурус), автором которой считается ал-Фараби: явленность понимается как эксплицированность всех следствий первоначала (т. е. градаций бытия), без чего первоначало не может быть самим собой, тогда как скрытость его состоит в неявленности его как такового, так что явленность и скрытость невозможны одно без другого и ведут одно к другому. Выявление скрытого поэтому понимается не только в эпистемологическом, но и в онтологическом плане как “осуществление” (тахаккук) функции первоначала. В дальнейшем в суфизме “выявление” (зухур, изхар) начинают отличать от “проявления” (таджаллин; см. Проявление).
    В исмаилизме, хотя и признается, что в любой вещи выделяются ее явное и скрытое, особое значение имеет рассмотрение явного и скрытого поклонений (поклонения знанием и действием), обусловливающих друг друга (см. Поклонение). Выявление скрытых структур мироздания по явным считается составляющим особенность исмаилитской методологии познания (см. Знание).
    У Ибн 'Арабч форма как явное вещи устойчиво противопоставляется ее смыслу как скрытому. Вместе с тем квалификация той или иной стороны вещи и миропорядка в целом в качестве явной, а другой как скрытой у Ибн 'Арабй не фиксирована. Если рассматривать отношение между вечностной и временной сторонами миропорядка по модели “основаветвь” (см. 'Асл), то любая из них в зависимости от того, с какой начинается круг рассуждения, может быть принята в качестве “основы”, а значит, и в качестве явного, ведущего к своему скрытому. Соответственно в любой вещи и явным, и скрытым могут равно выступать и “Истина”, и “Творение”.
    А. В. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЯВНОЕ" в других словарях:

  • Явное — Село Явное укр. Явне Страна УкраинаУкраина …   Википедия

  • ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ —     ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ категориальная оппозиция, играющая существенную роль в философско методологической концепции М. Подана. Познавательный интерес может быть сосредоточен на целостности объекта либо на его структурных элементах. В первом… …   Философская энциклопедия

  • явное и неявное знание —         ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ категориальная оппозиция, играющая существенную роль в философско методологической концепции М. Полани. Познавательный интерес может быть сосредоточен на целостности объекта либо на его структурных элементах. В… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • явное сообщение — является коммуникационным сервисом с подтверждением в DeviceNet, который используется в конфигурационных целях. Для обмена информацией объемом свыше 8 байт, явное сообщение поддерживает сегментированную передачу. [http://can… …   Справочник технического переводчика

  • Явное знание — Явное знание  вид знания, которое легко формализуется и систематизируется, то есть легко передаётся. Оно не требует постоянных тренировок для его получения, как, например, неявное знание. Человек может самостоятельно ему научиться, пользуясь …   Википедия

  • явное выражение — выражение в явном виде — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы выражение в явном виде EN explicit expression …   Справочник технического переводчика

  • явное определение — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN explicit definition …   Справочник технического переводчика

  • явное повторение (в шифртексте) — — [[http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23]] Тематики защита информации EN patent repetition …   Справочник технического переводчика

  • явное предуведомление о перегрузке — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN backward explicit congestion notificationBECN …   Справочник технического переводчика

  • явное преобразование — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN explicit conversion …   Справочник технического переводчика


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»