“Я И ТЫ” это:

“Я И ТЫ”
“Я И ТЫ”
    “Я И ТЫ” (Ich und Du, 1922) — основное произведение М. Бубера. В этой книге, которую нередко называют “философской поэмой”, в художественно-метафорической форме излагается суть философии и теологии Бубера — учение об онтологическом диалоге. Почти все последующие работы Бубера можно считать развитием и конкретизацией идей, которые в более или менее развернутом виде содержались в “Я и Ты”. Если во многих своих работах Бубер непосредственно опирался на историко-философскую традицию от Платона до Ницше, то в “Я и Ты” эта традиция присутствует как бы в снятом виде. Автор не апеллирует к ней непосредственно, он рассуждает, обращаясь к собственной субъективности и к читателю.
    Бубер полагает, что мир для человека двойствен и это определяется двойственностью отношения человека к миру. Человек может принимать отношение рационалистически-сциентистского типа, которое автор называет также “функциональным”, или “ориентирующим”. В этом случае мы смотрим на мир только как на скопление безличных предметов и орудий, которые так или иначе могут служить нашим целям и интересам. Такое отношение нам необходимо, чтобы нормально ориентироваться в мире. Для того чтобы пользоваться предметом, следует обозначить его место среди других предметов, т. е. поместить его в то или иное пространство и время, в те или иные причинно-следственные связи. Т. о. мы познаем Нечто. Там, где есть Нечто, есть и другое Нечто наряду с ним. При этом, считает Бубер, мы подчиняемся установке Я—Оно и используем соответствующий ей язык. Когда человек познает мир как объект, как Оно, мир остается непричастным процессу познания. Он лишь позволяет изучать себя, но не откликается, не соучаствует, ведь с ним ничего не происходит. Подход Я—Оно возможен в отношении предметов, людей и даже Бога. Мир Оно не есть зло сам по себе. Но, будучи единственным, он ущербен и уродлив, поскольку человек здесь отчужден от другого человека, от Бога и от самого себя.
    Однако существует и другое отношение, которое Бубер называет “актуализирующим”, “встречающим”, “личностным”, “диалогическим”. Истоки диалогической духовности он видит в библейской традиции, которая противостоит, с его точки зрения, греческому монологизму. Философская концепция диалога предполагает межсубъектное общение, единение сознаний на метафизическом уровне взамен структуры “субъект—объект”. Для европейской рационалистической традиции было характерно четкое разделение функций субъекта и объекта: субъект — активный, познающий, воспринимающий, объект — пассивный, познаваемый, воспринимаемый, зависящий от активности субъекта. Но все же диалогическая традиция, считает Бубер, всегда присутствовала в европейской философии — и не только у Августина, Паскаля и мистиков, но и в качестве теневой стороны европейского рационализма. Диалог означает, что мы можем обращаться к чему бы то ни было и к кому бы то ни было как к Ты, как обращаются к личности, к собеседнику, другу, к единственному в мире и неповторимому. Я и Ты при этом вступают в онтологический диалог, и мир предстает совершенно отличным от мира Оно и несоизмеримым с ним. Пространство, время и причинность здесь исчезают (Бубер в духе кантианства рассматривал их как априорные формы чувственного созерцания). В том случае, когда мы хотим понять два бытия, две субстанции в отношении Я—Ты, эти субстанции “изымаются” из отношения Я—Оно. Объект фактически перестает быть таковым и становится тоже субъектом — равноправным партнером и собеседником в диалоге. Так же, считает Бубер, как каждая субстанция становится объектом, предметом, вещью в отношении Я—Оно, она может стать партнером, собеседником, другом в отношении Я—Ты. Бубера нередко упрекали в том, что он удваивает мир через Ты и Оно. Однако Бубер настаивает, что мир один, реальность одна: мир, воспринимаемый через отношение Я—Ты, есть та же самая реальность, что присутствует в отношении Я—Оно. Он отрицает также, что, говоря “Ты”, мы проникаем в мир сущностей помимо явлений или, по Платону, видим мир идей за миром вещей.
    Бубер рассматривает отношение Я—Ты как универсальное. Это отношение реализуется не только между людьми, оно обнаруживает себя и во встречах с другими живыми существами и вещами. Он выделяет три важнейшие сферы, в которых осуществляется связь между Я и ТЫ. Первая сфера — “физическая”, жизнь с природой (Космос). Здесь отношение доречевое, “пульсирующее во тьме”. Предметы и существа отвечают нам встречным движением, но они не в состоянии нас достичь, и наше “Ты”, обращенное к ним, замирает на пороге языка. Вторая сфера — “психическая”, жизнь с людьми (Эрос). Здесь отношение Я—Ты очевидно и принимает речевую форму. Мы можем обращаться к Ты и получать ответ. И третья сфера — “поэтическая”, жизнь с духовными субстанциями или предметами культуры (Логос). Это отношение раскрывает себя безмолвно, но порождает речь. Мы не слышим никакого “Ты”, но все же чувствуем зов, и мы отвечаем — творя образы, думая, действуя.
    Но главное для Бубера — это отношение Я и Ты между человеком и человеком, поскольку именно человеческая личность в ее уникальности имеет безусловную ценность. Здесь партнер в диалоге предстает как Другой. Диалог для Бубера есть радикальный опыт инаковости Другого, признание этого Другого “своим иным”, узнавание его. Другой из чужого, “постороннего”, “не-Я”, становится Ты. Сущность отношения Я—Ты, по Буберу, — это любовь, т. е. целостная направленность, устремленность чьей-либо жизни и воли к Другому, ощущение непреодолимой потребности в нем, волевая и моральная концентрация чьего-либо бытия на Другом, который постигается как отвечающий на эту преданность и заботу. Именуя кого-то или что-то, мы как бы отделяем его от себя, обращаемся с просьбой ответить нам. “Ты” существует “для меня”, но вместе с тем не становится мною; точно так же и “я” существую “для него”, но не становлюсь им.
    Любое отношение Я—Ты в мире, с точки зрения Бубера, возможно лишь потому, что существует Бог как Вечное Ты. Бог именно “вечно Ты” в отличие от временных и эфемерных встреч Я—Ты в мире. Через значение, возникающее в земных встречах Я—Ты, человек находит вседержащую основу значения. Бог — это высший собеседник в диалоге и реализация того лучшего, что заложено в каждом отношении Я—Ты. Вечное Ты может обнаружить себя даже в самых простых и обыденных вещах. Но Вечное Ты — лишь одна сторона бытия Бога. Он вместе с тем и абсолютно трансцендентен по отношению ко всему человеческому: это “Бог в себе”, “Непостижимое”, “Ничто”. Бубер приходит к утверждению божественного через отрицание и противоречие; в этом он близок к протестантской диалектической теологии, каббале и хасидизму. Словом “Бог” Бубер именует того, кто, даруя откровение и спасение, вступает в непосредственное общение с людьми и тем самым делает для них возможным общение с собой. Именно в этом общении, в диалоге, выявляется жизненность и самого Бога. Так Бубер ответил на вопросы, поставленные философами и теологам в кон. 19 — нач. 20 в., — вопросы о кризисе веры и религии, о “смерти Бога” и “смерти человека”.
    Рус. пер. Н. Файнголъда, под ред. С. Я. Левит и П. С. Туревича. М., 1993.
    Т. П. Лифинцеза

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "“Я И ТЫ”" в других словарях:

  • Я И ТЫ — ’Я И ТЫ’ (‘Ich und Du’. Berlin, 1923; есть переиздания; рус. перев., 1993, 1995) книга Бубера, в которой он впервые изложил свою основную интуицию, в той или иной степени присутствующую во всех его последующих работах. Суть этой интуиции,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Я И ТЫ — ( Ich und Du . Berlin, 1923; есть переиздания; рус. перев., 1993, 1995) книга Бубера, в которой он впервые изложил свою основную интуицию, в той или иной степени присутствующую во всех его последующих работах. Суть этой интуиции, послужившей… …   История Философии: Энциклопедия

  • Раз, два, три, срал я и ты. Я пошёл по ложку, а ты съел понемножку — Считалка с подковыркой, желание задеть самолюбие человека …   Словарь народной фразеологии

  • Я И НЕ-Я —     Я И НЕ Я основные, исходные понятия идеалистической философии Фихте, выражающие отношение самосознания ко всякой иной, отличной от него реальности. Декарт, впервые сделавший понятие “Я”, “самосознания” отправным положением своей философии,… …   Философская энциклопедия

  • Я и мои ожидания — Я и мои ожидания …   Википедия

  • Я целую... ты целуешь — Io bacio... tu baci Жанр комедия, мюзикл …   Википедия

  • Ты, я и он (фильм) — Ты, я и он Cafe com leite Жанр драма Режиссёр …   Википедия

  • Ты, я и он — Cafe com leite …   Википедия

  • Я целую… ты целуешь — Я целую... ты целуешь Io bacio... tu baci …   Википедия

  • Я — Иван, ты — Абрам — Moi Ivan, toi Abraham Жанр драма Режиссёр Иоланда Зоберман Продюсер Жан Пьер Дюре Доминик Хеннеки …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»