ШУНЬЯ-ВАДА

ШУНЬЯ-ВАДА
ШУНЬЯ-ВАДА
    ШУНЬЯ-ВАДА (санскр. sunya-vдda — учение о пустоте) — 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхьямика. Учение о шуньяте — отсутствии, невозможности самостоятельного существования индивидов, вещей и дхармо-частиц потока сознания — относится к важнейшим в махаяне, определяющим как ее философские основания, так и духовные практики по совершенствованию и освобождению. Начало шунья-вады восходит к раннебуддийскому положению об отсутствии вечной души, Атмта, в любой особи, в т. ч. в богах и буддах (пудгала-найратмья). Это означало полную несамостоятельность или несуществование самого по себе любого существа, собственного “я” (атман), души (джива) и индивида (пудгала), которые суть лишь обозначения тех или иных сочетаний групп дхармо-частиц, являющихся единственно реальными элементами бытия. Эта доктрина оказывала огромное влияние на все остальные разделы древнего будцийского Законоучения. Позднее она по-прежнему применялась в школах хинаяны (2—9 вв.), действовавших уже в спорах с махаяной, а в некоторых получила развитие.
    В этой части буддийского Закона в первых же своих сутрах махаяна дополнила древнее положение новым — дхарматайратмья: дхармо-частицы не имеют собственной, самостоятельной, реальной сущности. Именно эти два положения буддизма легли в основу формирования учения махаяны о пустотности. Чандракирти прямо указал, что ради освобождения всех живых существ бодхчсаттве необходимо осознать бессамостность (анатман), отсутствие самосущего (нихсвабхава), которое Буддой объяснялось, с одной стороны, в учениях об отсутствии самосущего в дхармо-частицах и об отсутствии вечной души в индивидах, ас другой — в учении о “16 видах пустотности, которые Он обобщил в четырех категориях, принятых в махаяне” (“Мадхьямака-аватара”, VI. 179—180).
    Различные версии Праджняпарамиты сутр кодируют это учение в списках шунъяты, состоящих из 2,7,14,16,18 и 20 пунктов, зачастую имеющих пространные определения. Следует различать “теоретический” и “практический” аспекты шунья-вады. Первый позволял дать махаянское решение ряда проблем буддизма и его философии (Нагарджуна и другие мадхьямики 2—5 вв). “Теоретический” аспект также имел практические приложения и участвовал “словом и мыслью” в совершенствовании мудрости, а также в деятельности по накоплению знания (джняна-самбхара), поскольку учение о пустоте помогало освободиться от ложных взглядов. Теория шунья-вады классифицируется по подходам, основаниям и значениям.
    Практическая сторона шунья-вады состоит в духовном совершенствовании бодхисаттвы и представляет собой один из способов в процессе обретения всеведения на пути к наивысшему Просветлению. Этот аспект учения раскрывается и наполняется содержательными практиками, по-видимому, начиная с 4 в., о чем можно судить по текстам толкований на сутры Праджняпарамиты. Шунья-вада — центральное учение буддийской философии стран Дальнего Востока и тибетомонголо-российского буддизма.
    Лит.: Cheng Hsuhe—li, Empty Logic. Madhyamika Buddhism from Chinese Sources. Delhi, 1991; Tola F., Dragonetti C. Onidness. A Study on Buddhist Nihilism. Delhi, 1995.
    В. П. Андросов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ШУНЬЯ-ВАДА" в других словарях:

  • НИХСВАБХАВА-ВАДА —     НИХСВАБХАВА ВАДА см. Шунья вада. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • КХЬЯТИ-ВАДА —     КХЬЯТИ ВАДА (санскр. khyätiväda учение о знании) в индийской философии общее обозначение теории познавательных ошибок. Поскольку ошибки считались в Индии разновидностями пусть даже и ложного, но все таки знания, многие из позитивных доктрин… …   Философская энциклопедия

  • МАДХЬЯМИКА —         (санскр., от мадхья средняя, срединная), шуньявада (санскр., от шунья пустая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит. филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамитасутрах» («Сутрах о высшей… …   Философская энциклопедия

  • АБСОЛЮТ —         (от лат. absolutus безусловный, неограниченный), понятие идеалистич. философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому… …   Философская энциклопедия

  • ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА —     ВЬЯВАХАРИКА ПАРАМАРТХИКА (санскр. vyavaharika paramärttuka практическое и высшесмысловое) важнейшая парадигма индийской философии, демаркация эмпирически условного и сущностно безусловного, маркирующая различные уровни познания и одновременно …   Философская энциклопедия

  • БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — филос. содержание и обоснование будд. учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокомментированных его учениками. Буддизм усвоил идею цепи перерождений из др. инд. религий. Путь от перерождения к перерождению… …   Атеистический словарь

  • АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — В индийской религиозно философской традиции представление об абсолюте, или высшей реальности, восходит уже к идеям ранних Упанишад, где появляется концепция высшего Брахмана, который един («эка»), вечен («нитья»), не подвержен изменениям («апари …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —     БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Ведущую роль в развитии буддийской философии сыграли две хинаянские школы ваибхашика и… …   Философская энциклопедия

  • буддизм — а; м. Одна из мировых религий, основанная на учении о четырёх благородных истинах : страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. ● Буддизм возник в конце 6 в. до н.э. в Индии и назван по имени его… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»