ХРИСТОЛОГИЯ

ХРИСТОЛОГИЯ
ХРИСТОЛОГИЯ
    ХРИСТОЛОГИЯ (от греч. Χρίστος - Христос и λόγος — учение) — учение о Христе, богословское истолкование личности и жизни евангельского Иисуса из Назарета. В истории христианской мысли существует множество христологических доктрин, которые разрабатывались в рамках различных богословских школ (как ортодоксальных, так и еретических), конфессиональных традиций и отдельных теологических систем. Все они опираются на христологические определения, содержащиеся в книгах Нового Завета. Базисом ортодоксальной христологии являются определения вселенских соборов. В Никео-Константинопольском Символе веры (381) Христос Евангелий отождествлен со вторым Лицом Бога-Троицы (см. Троица) — с единосущным (ομοούσιος) Отцу единородным Сыном Божиим, который воплотился “от Духа Святого и Марии Девы” и вочеловечился. Вероопределение Халкидонского собора (451) “о двух естествах в едином лице Господа нашего Иисуса Христа” учит исповедовать его как “истинного Бога и истинного человека... единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству”, “в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лицо и одну ипостась” (Деяния Вселенских Соборов, т. 2. СПб., 1996, с. 443). Уточнением этого (т. н. халкидонского) догмата является вероопределение VI Константинопольского собора (681 и 691), согласно которому во Христе “два естественные хотения, или две воли, или два естественные действа” (правило 1).
    Христологический догмат, будучи центральным принципом христианского вероучения, основан на различении в бытии природы и личности, или ипостаси. Христос является Богочеловеком (θεάνθρωπος), поскольку в нем совершился “ипостасный союз” нетварной природы Бога и тварной природы человека, которые, не сливаясь и не образуя третьего качества, соединились в одном и едином Лице Бога Сына (или Бога Слова), причем соединились навечно. Бог Сын “воипостазировал”, т. е. воспринял в свою ипостась, человеческое естество, личностью которого стал он сам. Возможность такого соединения обоснована тем, что человек создан по образу Бога (см. Творение), т. е. не только как природа, но и как личность. Личность же не часть природы, но модус ее существования; она не определяется природой, а является не сводимым к природе “экзистенциальным центром” — субъектом свободы. С другой стороны, свобода человеческой личности в случае ее отказа от общения с Богом оборачивается восстанием против собственной природы, Богом созданной. Человек оказывается пленником своей изолированной самости и греховных страстей, т. е., реализуя свою свободу, он в известной степени ее утрачивает. Для человека реализацией свободы является действование в соответствии со своей природой. Последнее получило наименование природной, или естественной, воли, которую отличают от воли избирающей (θέλημα γνωμικόν), τ. е. колеблющейся между добром, отождествляемым с Богом и заложенным в человеческой природе, и злом, равнозначным отказу от Бога. Согласно ортодоксальному христологическому догмату, во Христе — две “естественные” воли, божественная и человеческая, действующие в полном согласии, но при этом отсутствует “гномическая воля”, т. е. аспект свободы, характерный для тварной человеческой личности, не уверенной в своем выборе и восстающей против своего Творца. Результатом вочеловечения одной из ипостасей Троицы стало обожение (θέοσις) человеческой природы. Со стороны Бога это является преодолением онтологического разрыва между бытием тварным и нетварным на личностном уровне. В свою очередь со стороны человека требуется свободное личное обращение к Богу “во Христе” и вхождение в сакраментальное (см. Таинства церковные) пространство церкви, где он обретает доступ к благодати — нетварной божественной энергии, совершающей обожение каждого конкретного человека. В лице Христа человек встречается с Богом, ставшим “как один из нас”, который призывает человека к общению и единству в любви.
    Способность ортодоксальной христологии выразить тайну явления Бога во Христе ставится под сомнение многими современными богословами, прежде всего протестантскими. Это связано как с тем, что понятие природы, или сущности, не является библейским, собственно христианским и относится к частной философской традиции, так и с тем, что библейская критика, различающая Иисуса истории и Христа веры, выводит христологию из чисто догматической сферы, вследствие чего современная христология опирается не столько на соборные вероопределения, сколько на раннехристианские источники, в первую очередь на Новый Завет. С другой стороны, современное сравнительное религиеведение вынуждает многих христианских богословов говорить об исключительности явления Бога во Христе, не отрицая в то же время, что вдрупп религиях Бог также являет сгбя человеку.
    А. И. Кырлежев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ХРИСТОЛОГИЯ" в других словарях:

  • христология — христология …   Орфографический словарь-справочник

  • ХРИСТОЛОГИЯ — (греч., от Christos Христос, и logos слово). Учение о Христе, как о мессии, о его предназначении и земных подвигах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРИСТОЛОГИЯ греч., от Christos, Христос, и logos,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • христология — сущ., кол во синонимов: 1 • богословие (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Христология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • ХРИСТОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ — учение Свящ.ПИСАНИЯ о личности и миссии Спасителя мира. Эта область библ. *богословия теснейшим образом связана с *сотериологией писания. Библ. Х. подразделяется на ветхозав. и новозав. Первая содержит учение о Спасителе–Мессии, Которого ожидал… …   Библиологический словарь

  • Христология — см. Христос …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • христология — христол огия, и …   Русский орфографический словарь

  • ХРИСТОЛОГИЯ — традиционный раздел богословских и религиозно философских, мистических учений в христианской культурной традиции. X. выступает связующим элементом между догматически вероучительными основаниями и философско метафизическими построениями. Ее… …   Современный философский словарь

  • Христология —  ♦ (ENG Christology)  (от греч. Christos помазанник и logos учение)    изучение личности и деяний Иисуса Христа. Церковное понимание того, кем является Иисус Христос, и того, что он сделал, выработанное на протяжении веков. Христологические… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Христология —  • English: Christology    Учение о личности и труде Иисуса Христа …   Словарь богословских терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»