ХЕНГСТЕНБЕРГ

ХЕНГСТЕНБЕРГ
ХЕНГСТЕНБЕРГ
    ХЕНГСТЕНБЕРГ (Hengstenberg) Ханс-Эдуард (род. 1904) — немецкий философ, представитель религиозной философской антропологии. Центральным понятием у Хенгстенберга является Sachlichkeit (букв. “дельность”, “объективность”, “реализм”). Но при этом Sachlichkeit оказывается и “предметностью” (в том случае, когда мы следуем за самим предметом), и своего рода “бытийностью” — так предложил понимать этот термин сам Хенгстенберг в предисловии ко второму изданию своего главного труда “Философская антропология” (1957). Реальность не растворяется в конститутивных актах сознания. Утрата предметности, сути дела, связи с реальностью, которая подменяется субъективностью выбора, эту реальность конституирующего, выглядит у Хенгстенберга как один из вариантов “Люциферовой гордыни”.
    Sachlichkeit противопоставляется прежде всего утилитарному отношению к предмету. Объективность не ограничивается познавательными операциями науки, она может проявляться и в созерцании, и в эмоциональных взаимоотношениях с другими людьми, и в действии, и в эстетической или этической оценке. Повсюду, где в отношение к миру вмешивается стремление к личной выгоде, такого рода объективность утрачивается. Хенгстенберг подвергает критике Шелера и Ротхакера за сведение естествознания к инструментально-техническому господству над природой. Наука, согласно ему, покоится на чистом исследовательском интересе, который изначально присущ человеку. Уже в игре маленького ребенка дает о себе знать это собственно человеческое отношение к миру: исследовательское поведение, не имеющее практического интереса. Изначальное техническое отношение к миру также далеко от утилитарного, скорее оно напоминает игру. То, что современная техника часто служит исключительно “интересу”, есть результат грехопадения и злоупотребления. Это отношение является предметным, объективным (sachlich), и его мы находим у великих ученых и инженеров, а не интерес и не волю к власти.
    Животное лишено такой объективности, поскольку оно привязано к своей среде, а его поведение следует биологической пользе для индивида или вида. Человек, даже если он преследует исключительно корыстные цели, ставит их сознательно, он “открыт миру”. У животного нет выбора, оно инстинктивно сообразуется со средой; человек принимает решение, он является “принужденным к свободе существом”. Человек всегда живет в “пространстве” смыслополагания и смыслопостижения, а потому он всегда бежит от бессмысленности. Именно поэтому он является создателем и носителем культуры, ибо последним ее основанием является не нужда, но стремление к полноте осмысленного существования. По словам Хенгстенберга, “культура приходит не из недостатка, но из полноты”. Гэсподство над природой вообще не составляет сущности культуры, поскольку рост такого господства слишком часто ведет к упадку культуры и росту варварства.
    Полнота и объективность смысла не зависят от того, несет ли он нам какую-либо пользу; не зависит он и от числа тех, кто этот смысл постигает. В феноменологии Хенгстенберг различает личностный и онтологический смыслы. “Под последним мы понимаем тот смысл, который имеется до всякой инициативы человеческого субъекта и независим от него по своему бытию. В своем творении смысло-образов человек вообще не является первоносителем смысла. До того, как он начал реализовывать смысл, тот уже всегда существовал” (Philosophische Anthropologie, S. 87). Но реализация этого смысла личностна, она зависит от решимости человека актуализировать тот или иной смысл (или бессмыслицу). Личностный смысл есть ответ человека на смысл онтологический. Человек живет в осмысленном мире и причастен к абсолютному смыслу — в этом его отличие от животного. Он ни в коей мере не является “недостаточным существом” Гелена, “негативная антропология” которого исходит из биологии животного в качестве некой нормы: биология животных предпосылается биологии человека. Но биологическая конституция человека такова, что она отрицает эти нормы, ибо человек подчинен “сверхбиологическому принципу” и им сформирован. Если специализацией человека является Sachlichkeit, то биологическая неспециализированность не есть нечто негативное, но позитивное, способствующее развертыванию человеческой сущности. Человек не приспосабливается к среде, а сам ее к себе приспосабливает. Он является творцом культурного мира, но это творчество не есть компенсация биологической неприспособленности, т. к. подобное приспособление ему изначально не требовалось. Теория “недостаточности” проистекает из “враждебности духу”, она не• имеет подкрепления в самой биологии, но является “мировоззренческим априори” натурализма и материализма. Хенгстенберг подвергает критике эволюционизм, человек для него сотворен раз и навсегда одинаковым как “образ и подобие” Бога. Человеческая жизнь “не автономна и может быть понята лишь в своем служащем духу отношении”; тело требует духовной формы для завершенности. И над плотью, и над духом возвышается личность, истинный конституирующий принцип: “человек есть личность, которая всегда индивидуально и неповторимо конституирует себя в духе и плоти”. Лишь через причастность к божественному творению человеку свыше дана свобода, в т. ч. и свобода злоупотреблять этим даром. Социальная философия Хенгстенберга представляет собой католический вариант “коммунитаризма”: человеческое бытие изначально ориентировано на сообщество, общину (Gemeinschaft), но ему приходится жить в обществе (Gesellschaft), где первоначальное “Мы” распадается на индивидуальные “Я”. Пределом вырождения социума является массовое общество, в котором господствуют утилитаризм и эгоизм. Соч.: Philosophische Anthropologie. Stuttg., 1957; Evolution und Schöpfung. Eine Antwort auf den Evolutionismus Teilhard de Chardins. Mьnch., 1963.
    A. M. Руткевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ХЕНГСТЕНБЕРГ" в других словарях:

  • ХЕНГСТЕНБЕРГ — (Hengstenberg) Ханс Эдуард (р. в 1904) немецкий философ, представитель теологической версии философской антропологии. Свою концепцию X. определял как ‘синтетическую антропологию’. В ней заметно влияние идей феноменологии, неотомизма и… …   История Философии: Энциклопедия

  • ХЕНГСТЕНБЕРГ — Г е н г с т е н б е р г (Hengstenberg) Эрнст Вильгельм (1802–69), нем. протестантский библеист. Учился в Боннском ун–те. В молодости испытал влияние пиетизма, но вскоре перешел на позиции ортодоксального лютеранства. С 1828 до конца дней занимал… …   Библиологический словарь

  • ХЕНГСТЕНБЕРГ анс-Эдуард (р. в 1904) — немецкий философ, представитель теологической версии философской антропологии. Свою концепцию X. определял как синтетическую антропологию . В ней заметно влияние идей феноменологии, неотомизма и неоавгустинианства. Воспринял круг идей Шелера, но… …   История Философии: Энциклопедия

  • ХЕНГСТЕНБЕРГ (HENGSTENBERG) Ханс-Эдуард — (р. 1904) нем. философ. Интересы X. сосредоточены в области философской антропологии. Человек понимается X. как существо, способное к объективности. Объективность выражается в актах деятельности. Человек, по X., существо постоянное и охватывающее …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ГЕНГСТЕНБЕРГ — [Хенгстенберг; нем. Hengstenberg] Эрнст Вильгельм (20.10.1802, дер. Фрёнденберг, близ Дортмунда 28.05.1869, Берлин), нем. протестант. богослов. Род. в семье, из к рой вышло неск. поколений пасторов. По состоянию здоровья Г. не мог посещать школу… …   Православная энциклопедия

  • АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) — философия человека, выделяющая в качестве своего предмета сферу собственно человеческого бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности, пытающаяся через антропологический принцип объяснить и самого человека и окружающий мир,… …   Современный философский словарь

  • ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия …   Философская энциклопедия

  • Миронова, Дагмар — (урожденная Вранке, р. 25.12.1955) спец. по общетеор. филос., гносеологии, совр. зап. филос.; переводчик филос. и юрид. литературы; канд. филос. наук. Род. в г. Верле (Германия). Окончила филос. ф т МГУ (1979). Работала ст. н. с. на филос. ф те… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Федеративная Республика Германии —         ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).          I. Общие сведения          ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… …   Большая советская энциклопедия

  • Философская антропология —         в широком смысле – учение о природе (сущности) человека (см. Человек); в узком – течение в зап. европейской, преимущественно нем., философии 1 й половины 20 в., исходившее из идей идеалистической философии жизни (См. Философия жизни) (В.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»